Цель проекта: Сформировать модель взаимодействия органов общественного управления в ДОУ. Задачи проекта: Определить функции органов общественного управления в ДОУ Разграничить полномочия и компетенции органов общественного управления. Определить уровни управления ДОУ органами общественного управления Ожидаемые результаты: Реализация интересов всех участников образовательного процесса в т.ч. социальных партнёров. Устойчивый рост активности и интереса руководителей различных организаций,проявляющийся в желании помочь ДОУ. Повышение уровня профессиональной компетентности руководителя, управленческих умений в условиях сотрудничества и взаимодействия


«…Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства… Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально- педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты». (Из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»)


ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОУ Общее собрание Педагогический совет Родительский комитет Попечительский совет Нормативно – правовая база Закон РФ «Об образовании» Типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении», утверждённое Постановлением Правительства РФ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения»; Письмо Минобразования России от 30 марта 2000 г «О попечительских советах общеобразовательных учреждений»; Письмо Минобразования от О работе с «Примерным положением о попечительском совете фонда развития образования при органе управления образованием»; Локальные акты ДОУ


Функции органов общественного управления ДОУ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕРОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ Определяет направления педагогической деятельности ДОУ, способствует совершенствованию воспитательно – образовательного процесса. Представляет полномочия педагогических работников ДОУ Способствует формированию устойчивого внебюджетного фонда, осуществляет общественный контроль за целевым использованием пожертвований. Представляет полномочия благотворителей Осуществляет общее руководство деятельностью ДОУ Представляет полномочия трудового коллектива Координирует деятельность родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам воспитания и образования воспитанников ДОУ. Представляет полномочия родителей воспитанников


Примерная модель взаимодействия органов общественного управления ДОУ при подготовке к новому учебному году Родительский комитет Педагогический совет Общее собрание Заслушивает отчёт руководителя ДОУ по итогам работы за прошедший уч. год Вносит предложения по совершенствованию воспитательно – образовательного процесса. Вносит предложения по планированию совместных с родителями мероприятий Вносит предложения по организации дополнительного образования, его видов Вносит предложения по планированию работы с детьми на новый уч. год Рассматривает и утверждает программы образования детей, в т.ч. и дополнительного образования Разрабатывает и утверждает программы целевого использования благотворительных средств. Рассматривает вопросы организации дополнительных платных услуг на уч. год. Вносит предложения по улучшению работы в новом учебном году. Попечительский совет Заслушивает отчёт руководителя ДОУ по итогам работы за предыдущий уч. год Рассматривает вопросы повышения квалификации педагогов Формирует внебюджетный фонд, способствующий организации воспитательно – образовательного процесса и профессиональному росту педагогов Осуществляет контроль за целевым использованием пожертвований. Создание условий для обеспечения образовательного процесса в ДОУ в новом учебном году



Разделы: Администрирование школы

“…Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства… Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты”.

(Из “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”)

Актуальность проблемы

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывают влияние на все институты жизни и прежде всего на образование и культуру.

Образование выходит из рамок ведомственной принадлежности, становится сферой непосредственных интересов различных социальных групп и общественных структур. Реальная жизнь не раз доказывала, что институт образования ни в коем случае не может существовать отдельно от государственных институтов экономики, права, массовой коммуникации, демографического развития. Поэтому образование развивается с учетом всех изменений и тех тенденций, которые происходят в обществе и получает социальный заказ на новое качество образования.

Одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между изменяющимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования, институтами попечительства и родительской общественностью. Последнее время очень большое внимание уделяется государственно-общественному управлению в образовательных учреждениях.

Цель проекта:

Сформировать модель взаимодействия органов общественного управления в ДОУ.

Задачи проекта:

  • Определение функций органов общественного управления в ДОУ.
  • Разграничение полномочий и компетенций органов общественного управления.
  • Определение уровней управления ДОУ органами общественного управления.

Ожидаемые результаты

  • Изменения в образовательной среде, которые обеспечат реализацию и удовлетворение образовательных потребностей.
  • Реализация интересов всех участников образовательного процесса в т.ч. социальных партнёров.
  • Устойчивый рост активности и интереса руководителей различных ведомств, организаций, представителей ассоциаций, проявляющийся в желании помочь ДОУ.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности руководителей, управленческих умений в условиях сотрудничества и взаимодействия.

Современное образование не может быть замкнутым и самодостаточным. Образовательная практика должна соответствовать процессам, происходящим в обществе, реальным потребностям жизни.

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создаётся обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ.

Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании” образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в интересах личности, общества и государства. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

На смену тоталитарному единоначалию во всех сферах жизнедеятельности образовательных учреждений, пришла общественно-государственная форма управления (сл. 3). Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года “Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональное, педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты”.

Сл. 4. Государственно-общественное управление в системе образования, именно в системе, как ее определяет статья 8 Закона РФ “Об образовании”, складывается из двух составляющих, когда реально имеются два разных субъекта деятельности и управления этой деятельностью: с одной стороны, субъект государственный и муниципальный, с другой стороны, субъект общественный.

Сл. 5. Исходя из нормы ст.35 ФЗ “Об образовании” управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Нормативная правовая база общественного управления.

  1. Закон РФ “Об образовании” (ст. 2).
  2. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 “Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении”.
  3. Постановление Правительства РФ от 10.12.1999 № 1379 “Об утверждении Примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения”.
  4. Письмо Минобразования России от 30 марта 2000 г. № 22-06-378 “О попечительских советах общеобразовательных учреждений”.
  5. Письмо Минобразования от 27.12.1999 № 22-06-1211 О работе с “Примерным положением о попечительском совете фонда развития образования при органе управления образованием”.

Сл. 6. В дошкольных учреждениях ЗАТО Северск общественное управление представлено следующими органами:

  1. Общее собрание.
  2. Педагогический совет.
  3. Родительское собрание.
  4. Попечительский совет.

Общее собрание осуществляет общее руководство учреждением, представляет полномочия трудового коллектива. Решения общего собрания учреждения, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для исполнения администрацией, всеми членами коллектива.

В состав Общего собрания входят все работники Учреждения.

На заседание Общего собрания могут быть приглашены представители Учредителя, общественных организаций, органов муниципального и государственного управления. Лица, приглашённые на собрание, пользуются правом совещательного голоса, могут вносить предложения и заявления, участвовать в обсуждении вопросов, находящихся в их компетенции.

Педагогический совет – определяет направление образовательной деятельности, перспективы развития учреждения, способствует совершенствованию воспитательно – образовательного процесса в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики. Принимая основные направления деятельности в организации образовательного процесса, в т.ч. и дополнительных услуг, педсовет тем самым определяет их предложение на рынке образовательных услуг. Педагогический совет взаимодействует с органами самоуправления ДОУ по вопросам функционирования и развития учреждения, вносит предложения по содержанию, способам, системе средств воспитания и обучения, режиму своего функционирования в системе самоуправления.

Родительское собрание – коллегиальный орган общественного самоуправления ДОУ, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и ДОУ. В состав Родительского собрания входят все родители (законные представители) воспитанников, посещающих ДОУ. Родительское собрание осуществляет совместную работу родительской общественности и ДОУ по реализации государственной, муниципальной политики в области дошкольного образования, рассматривает и обсуждает основные направления развития ДОУ, координирует действия родительской общественности и педагогического коллектива ДОУ по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.

Попечительский совет является одной из форм общественного управления ДОУ, создаётся по инициативе администрации или заинтересованных лиц. Попечительский совет способствует формированию устойчивого финансового внебюджетного фонда развития учреждения, содействует организации и совершенствованию образовательного процесса, осуществляет контроль за целевым использованием пожертвований, обеспечивает общественный контроль за соблюдением действующего законодательства, прав личности воспитанников, родителей и педагогов.

В состав попечительского совета могут входить родители (законные представители) воспитанников, педагогические работники учреждения, представители различных форм собственности. Деятельность членов попечительского совета осуществляется на добровольных началах

Общественные органы управления наделены правом принятия определённых решений. Они являются реальными представителями заказчика (общества) и имеют рычаги влияния на стратегические направления деятельности административных органов.

Сл. 7. В данном проекте выделены самые распространённые органы общественного управления, которые действуют во многих дошкольных учреждениях города. Их функции и полномочия определяются законодательством РФ и локальными актами ДОУ.

Предложенная модель взаимодействия органов общественного управления позволяет проследить их взаимодействие и взаимовлияние, а так же способствует усилению роли общественности в решении проблем образования, что является одной из главных тенденций развития образования, как открытой государственно-общественной системы.

Таким образом, общество, выступая как партнер, в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, не только формулирует социальный заказ образованию, но и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство коллектива ДОУ, родителей, попечителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.

Presentation Transcript

    Управление ДОУ как ресурс развития образования СОЗДАЁМ СОВЕТ ДОУ Подготовила главный специалист отдела ПГОУвОВОИПКиПРО Лысенко Елена Викторовна

    Инициация создания органов государственно- общественного управления (ГОУ) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) Задачи проекта: Изучение организационных мероприятий по созданию управляющего совета (УС): выборы, делегирование, кооптация Определение роли родительской общественности в системе ДОУ Ожидаемые результаты: Реализация интересов всех участников образовательного процесса, в т.ч. социальных партнёров Устойчивый рост активности и интереса руководителей различных ведомств, организаций, представителей ассоциаций, проявляющийся в желании помочь ДОУ Повышение уровня профессиональной компетентности руководителей, управленческих умений в условиях сотрудничества и взаимодействия

    Образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты». (Из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года») Федеральный закон № 273-ФЗ указывает, что управление образовательной организацией, независимо от формы собственности, осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (ч. 2ст. 26).

    Государственно-общественному управлению обусловлена рядом факторов: усилением открытости образовательных систем уменьшением степени централизации управления образованием повышением роли функции обеспечения инноваций в системе образования переходом в системе образования к договорным отношениям развитием общественных инициатив в сфере образования. созданием «горизонтальных» управленческих структур развитием сетевого взаимодействия в системе образования и др.

    Участия в управлении образованием на всех уровнях – переход к ГОУ – необходимое условие формирование «ГРАЖДАНСКОГО ЗАКАЗА» на качество образования Факторы, обуславливающие необходимость перехода к системе ГОУ ▲ Уменьшение степени централизации управления образованием: создание условий для обеспечения финансовой самостоятельности образовательного учреждения; оптимизация полномочий муниципальных, региональных и федеральных органов управления образованием ▲ Повышение роли функции обеспечения инноваций в системе образования: обеспечение мер по дебюрократизации управления системой образования; определение организационных и финансовых мер поддержки инновационной деятельности в системе образования.

    Необходимость перехода к системе ГОУ ▲ Переход в системе образования к договорным отношениям: развитие договорных отношений между школой и семьей; развитие договорных отношений между школой и педагогами; развитие договорных отношений между учреждениями образования и органами управления образованием. ▲ Развитие общественных инициатив в системе образования: создание механизма поддержки инициативных образовательных проектов; формирование эффективной системы управления экспериментальными площадками в системе образования; создание системы независимой экспертизы образовательных проектов.

    Необходимость перехода к системе ГОУ ▲ Развитие сетевого взаимодействия в системе образования: организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях профильного обучения; организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений на этапе подготовки детей к школе; организация сетевого взаимодействия в сфере дополнительного профессионального образования. ▲ Организация диалога с местным социумом: расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием; организация мониторинга образовательных потребностей населения; обеспечение информационной поддержки родителей как участников образовательного процесса; отработка методики общественного обсуждения проблем образования

    Необходимость перехода к системе ГОУ ▲ Делегирование представителей системы образования в общественные объединения и другие негосударственные структуры: формирование опыта участия представителей системы образования в объединениях предпринимателей и других структурах сферы экономики; формирование опыта участия представителей системы образования в творческих союзах и других структурах в области культуры. ▲ Формирование процедур принятия управленческих решений, предусматривающих участие общественности в разработке проектов решений и их согласовании: формирование опыта принятия стратегических решений по проблемам образования на муниципальном и региональном уровнях с обязательным привлечением общественности; определение сферы управленческих решений на уровне образовательного учреждения, которые должны приниматься с участием общественности.

    Нужен больше? Родителям? ДОУ? Властям? Зачем Совет нужен ДОУ? Успешная и активная работа управляющего совета

    Единоначалия и коллегиальности УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ – ЭТО КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ОРГАН, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ИЗБРАННЫХ, КООПТИРОВАННЫХ И НАЗНАЧЕННЫХ ЧЛЕНОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИМИ (ВЛАСТНЫМИ) ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО РЕШЕНИЮ РЯДА ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Государственные Общественные Государственные и муниципальные органы управления Трудовой коллектив Педагогическое сообщество Руководители ДОУ Родители воспитанников Общественные организации

    (КОЛЛЕГИАЛЬНОСТИ) Родительские комитеты Попечительские советы Совет Обладают совещательным голосом Не являются самостоятельными участниками управления учреждения Получает юридическое право участвовать в управлении ДОУ Принимать решения

    Родительские комитеты Попечительские советы Совет

    В Совет входят: Заведующий (по должности) Представители родителей Представители трудового коллектива Кооптированные члены Председатель УС секретарь Заместитель председателя Комиссии Финансово-экономическая Учебная Организационно-правовая Комиссия по работе с родителями и общественностью

    Содействовать осуществлению самоуправленческих начал в Учреждении. Расширять коллегиальные, демократические формы управления и воплощать в жизнь государственно-общественные принципы управления. Реализовать права Учреждения, связанные с организацией образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности. Организовать работу с родителями (законными представителями) детей, посещающих Учреждение, по разъяснению их прав и обязанностей, значению всестороннего развития и воспитания ребенка в семье, взаимодействию семьи и Учреждения в вопросах воспитания. Содействовать повышению педагогической культуры родителей (законных представителей), совершенствованию форм и методов семейного воспитания

    Важный элемент новой модернизированной системы образования Федеральный уровень! Совет - субъект переговоров с органами управления образованием! Муниципальный уровень

    Системное взаимодействие и обратная связь с родителями Представление интересов ДОУ перед органами власти Дошкольное учреждение! Родители Совет (УС) - посредник между родителями и администрацией ДОУ Влияние на принятие решений!

    Стратегическая: разработка стратегии развития учреждения, определение целей и политики в области образования, наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечила прогресс; ресурсная: создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей и участие в финансово-хозяйственной деятельности;

    Координационная: координация деятельности всех членов образовательного процесса и обеспечение прозрачности в организации учебного процесса и финансовых вопросов; информационная: обеспечение доступности в получении информации всем участникам образовательного процесса с целью содействия развития качества образования (публичный отчет Управляющего совета по итогам учебного года размещается на сайте образовательного учреждения и в СМИ

    Общее собрание Педагогический совет Родительский комитет Попечительский совет Нормативно – правовая база Закон РФ «Об образовании» Типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении», утверждённое Постановлением Правительства РФ №677 от 01.07.1995г. Постановление Правительства РФ от 10.12.1999 № 1379 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения»; Письмо Минобразования России от 30 марта 2000г. № 22-06-378 «О попечительских советах общеобразовательных учреждений»; Письмо Минобразования от 27.12.1999 № 22-06-1211 О работе с «Примерным положением о попечительском совете фонда развития образования при органе управления образованием»; Локальные акты ДОУ

    Общее руководство деятельностью ДОУ Представляет полномочия трудового коллектива Координирует деятельность родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам воспитания и образования воспитанников ДОУ. Представляет полномочия родителей воспитанников ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ Функции органов общественного управления ДОУ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ Определяет направления педагогической деятельности ДОУ, способствует совершенствованию воспитательно – образовательного процесса. Представляет полномочия педагогических работников ДОУ Способствует формированию устойчивого внебюджетного фонда, осуществляет общественный контроль за целевым использованием пожертвований. Представляет полномочия благотворителей

    Взаимодействия органов государственно-общественного управления ДОУ при подготовке к новому учебному году Родительский комитет Педагогическийсовет Общее собрание Заслушивает отчёт руководителя ДОУ по итогам работы за прошедший уч. год Вносит предложения по планированию работы с детьми на новый уч. год Заслушивает отчёт руководителя ДОУ по итогам работы за предыдущий уч. год Вносит предложения по совершенствованию воспитательно – образовательного процесса. Рассматривает и утверждает программы образования детей, в т.ч. и дополнительного образования Вносит предложения по улучшению работы в новом учебном году. Рассматривает вопросы организации дополнительных платных услуг на уч. год. Вносит предложения по планированию совместных с родителями мероприятий Разрабатывает и утверждает программы целевого использования благотворительных средств. Вносит предложения по организации дополнительного образования, его видов Рассматривает вопросы повышения квалификации педагогов Попечительский совет Формирует внебюджетный фонд, способствующий организации воспитательно – образовательного процесса и профессиональному росту педагогов Осуществляет контроль за целевым использованием пожертвований. Создание условий для обеспечения образовательного процесса в ДОУ в новом учебном году

Управление – это целенаправленная деятельность руководителя по созданию необходимых условий для оптимального функционирования и развития ДОУ, именно поэтому совершенствование управления должно стать приоритетным направлением каждой программы развития образования. Перед руководителем ДОУ одновременно возникает множество вопросов, поэтому он должен осознавать важность и содержание основных управленческих функций.

Информация выступает сегодня как один из главных ресурсов, наравне с материальными и кадровыми. Руководитель ДОУ должен не только владеть актуальной, точной информацией, но и анализировать и эффективно использовать ее в управленческих решениях. Реально обеспечить эффективность этой деятельности возможно, во-первых, своевременным получением комплекса необходимой достоверной информации, во-вторых, анализом этой информации, в-третьих, принятием управленческих решений, основанных на проведенном анализе и, в-четвертых, реализацией принятых решений. Любое управляющее воздействие идет через информацию управления, поэтому сбор информации, её анализ и принятие решений являются основополагающими в процессе управления и присутствуют в каждой из функций управления.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».Уровень повышения управления качеством образования становятся очень актуальными. Из литературных источнико...

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении, как способ управления воспитательно-образовательным процессом.

Презентация к защите выпускной квалификационной работы...

«Управление и организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

В детском саду к физической культуре детей нужно приобщать постоянно,ежечастно, ежеминутно. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность,недостаток её неблагоприятен: ослабляется сер...