Данная тема интересна и для профессионального образования, т.к. одним из направлений подготовки успешного специалиста, отвечающего современным требованиям рынка труда, является создание условий для развития его профессионально и социально-значимых компетенций, которые в своей совокупности представляют профессиональную образовательную среду.

Цель исследования: провести диагностику образовательной среды колледжа и определить возможности повышения ее эффективности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА

Иванова Т.Н.

Педагогическая стратегия любого образовательного учреждения в современных условиях должна быть направлена на подготовку творческого, активного, свободного человека, ориентированного в своей жизни не только на высокие собственные достижения, но и на общий успех окружающих его людей, организаций, сообществ.

Для того чтобы подобный тип личности мог появиться и постоянно воспроизводиться, окружающая его образовательная среда должна нести в себе такие ресурсные условия и возможности, которые бы активно способствовали осуществлению важнейшей педагогической стратегии учебного заведения.

Тема образовательной среды и образовательного пространства школы и сегодня продолжает разрабатываться, обсуждаться и исследоваться, что подтверждается многочисленными публикациями в периодических изданиях психолого-педагогической тематики.

Данная тема интересна и для профессионального образования, т.к. одним из направлений подготовки успешного специалиста, отвечающего современным требованиям рынка труда, является создание условий для развития его профессионально и социально-значимых компетенций, которые в своей совокупности представляют профессиональную образовательную среду.

Цель исследования: провести диагностику образовательной среды колледжа и определить возможности повышения ее эффективности.

Понятие образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» введено в научный оборот доктором психологических наук В. А. Ясвиным.

По мнению В.И. Слободчикова, образовательная среда – это пространство, в котором происходит взаимодействие субъектов образования. Компонентами образовательной среды являются:

  1. психодидактический (содержание, формы и методы деятельности);
  2. социальный компонент (отношения, возникающие между субъектами);
  3. пространственно-предметный компонент (возможности для организации деятельности и развития учащихся, обеспечиваемые предметной средой);
  4. субъекты среды.

В их взаимодействии среда может использоваться, развиваться или деградировать, т. е. среда находится в постоянном развитии и изменении. Если мы хотим добиться эффективности, т.е. максимального благоприятствования нашим целям, в данном случае – подготовки конкурентоспособного выпускника - мы должны продумать, как образовательную среду организовывать, развивать и корректировать.

В результате многолетних исследований школьных образовательных сред по разработанной В. Ясвиным методике векторного моделирования были выявлены некоторые особенности восприятия школьной среды администрацией, педагогами, учащимися и родителями.

Методика векторного моделирования образовательной среды предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей: ось "свобода-зависимость" и ось "активность-пассивность". Для построения в этой системе координат вектора, соответствующего тому или иному типу образовательной среды, необходимо ответить на шесть диагностических вопросов.

"Активность" понимается в данном случае как наличие таких свойств как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т.п. "Пассивность" - как отсутствие этих свойств. "Свобода" связывается с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью, внутренним контролем и т.п. "Зависимость" понимается как приспособленчество, рефлекторность поведения, связывается с внешним контролем и т.п. По итогам всех ответов на диагностические вопросы в системе координат строится соответствующий вектор, позволяющий типологизировать и характеризовать данную образовательную среду.

В рамках данного метода выделяется четыре основных типа образовательной среды: догматический («зависимость» и «пассивность»), карьерный («зависимость» и «активность»), творческий («свобода» и «активности») и безмятежный («свобода» и «пассивность»)

Догматическая среда характеризуется преобладанием авторитарных методов воспитания, жесткой дисциплиной, культом внешнего порядка, слепым преклонением перед устоявшимися традициями. Личность, воспитывающаяся в догматической среде, характеризуется, прежде всего, высокой степенью пассивности.

В безмятежной среде преобладает атмосфера внутреннего благополучия и лени, снисходительности и привлекательной простоты. Основные черты личности, воспитанной в такой среде, - жизненная пассивность, неспособность к напряжению и борьбе.

Карьерная среда более ориентирована на различные внешние проявления, нежели на внутреннее содержание образовательного процесса. Основной чертой личности, формирующейся в такой среде, является стремление к карьере.

Творческая среда отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением, терпимостью и уважением к человеческой мысли.

В творческой среде формируется личность, которой свойственна активность в освоении и преобразовании окружающего мира, высокая самооценка, открытость, а также свобода суждений и поступков.

Решение вопроса об эффективности среды возможно только с позиций анализа поставленных целей. То есть, эффективность среды зависит от того, какие стороны личности студента хочет развивать педагогическая система. В связи с этим существующие оценки творческой среды, как наиболее благоприятной для развития, представляются нам спорными.

При проведении диагностики образовательной среды колледжа, вопросы, предложенные В.Ясвиным, были отредактированы с учетом специфики образовательного учреждения.

Для оси "свобода - зависимость":
1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в образовательной среде колледжа?

а) личности; б) общества (группы).
2. Кто и к кому подстраивается в процессе взаимодействия?

А) педагог к студенту; б) студент к педагогу.
3. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в образовательной среде колледжа?

а) индивидуальная б) коллективная (групповая).

Для оси "активность - пассивность":
4. Практикуется ли в образовательной среде колледжа наказание студентов?

а) да; б) нет.
5. Стимулируется ли в образовательной среде колледжа проявление студентом какой-либо инициативы?

а)да; б) нет.
6. Находят ли какой-либо положительный отклик в образовательной среде колледжа те или иные творческие проявления студента?

а)да; б)нет

Ответы типа "а" типологизируют среду как "свободная-активная". Ответы типа "б" типологизируют среду как "зависимая-пассивная". Для построения векторной модели, при наличии ответов из разных типологических зон, осуществляем вычитание. Например, если сумма ответов, говорящих о свободной среде равна 2, а сумма ответов, говорящих о зависимой среде равна 1, то на модели выкладываем 1 по оси "свобода".

По данной методике было опрошено 277 студентов Торжокского государственного промышленно-гуманитарного колледжа (ТГПГК).

Результаты опроса студентов первого курса (121человек) рассматривались отдельно от результатов опроса студентов второго – пятого курсов (156 человек) для определения смещения вектора, если такое наблюдается.

По итогам всех ответов на диагностические вопросы в системе координат были построены векторы, позволившие типологизировать и охарактеризовать направленность образовательной среды колледжа.

Студенты первого курса оценили образовательную среду ТГПГК как "карьерную среду зависимой активности", т.е. она, ориентирована на интересы педагогов в силу того, что последние не совсем доверяют инициативам студентам, а предлагают свое. В то же время, активность студентов присутствует, но эта активность направлена на те импульсы, которые дает им педагогическое окружение (рисунок 1).

Студенты второго – пятого курса оценили образовательную среду ТГПГК как «карьерную среду активной зависимости», т.е. образовательная среда колледжа, по мнению старших студентов, ориентирована на интересы педагогов, которые и стимулируют определенную карьерную активность студентов, исходя, прежде всего, из собственных интересов (рисунок 2).

На завершающем этапе исследования было проведено анкетирование 40 членов педагогического коллектива (преподавателей и мастеров производственного обучения) для выявления соответствия восприятия образовательной среды колледжа студентами и педагогами.

Вектор направленности образовательной среды по результатам опроса оказался строго между творческой и карьерной средами, т.е. полностью лёг на шкалу «активность». При этом показатель шкал «свобода» - «зависимость» оказался нулевым (рисунок 3).

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

Полученные данные позволили увидеть состояние образовательной среды колледжа и потенциал её организационного развития, а также выявить существующие противоречия.

На основе анкетирования и последующего построения векторной модели образа среды выявлено некоторое несоответствие восприятия образовательной среды колледжа студентами и преподавателями. Преподаватели рассматривают образовательную среду как благоприятную для формирования активности студента. Преподаватели склонны «подгонять» студента под выработанные ими нормы и правила. В то же время студенты относятся к среде прагматично. Существующая образовательная среда для большинства из них – это средство удовлетворения собственных карьерных амбиций. Они готовы приспособиться к системе норм и правил преподавателей для достижения собственных целей. В результате участники образовательного процесса благополучно взаимодействуют.

Показатели направленности образовательной среды ТГПГК заставляют задуматься педагогический коллектив колледжа над тем, что в педагогической теории и практике недостаточно обоснованы существенные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде среднего специального учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой обеспечит возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства.

Таким образом, создание развивающей образовательной среды среднего профессионального учебного заведения, изучение её влияний на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности специалиста с высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности актуальная проблема современной педагогики.

Решение данной проблемы является направлением деятельности педагогического коллектива ТГПГК на следующем этапе реализации проекта «Повышение конкурентоспособности выпускников колледжа в современных социально-экономических условиях»

Список литературы

  1. Алисов, Е.А. Проектирование образовательной среды на основе сенсорно-экологического подхода / Е.А. Алисов //Педагогическое образование и наука. - 2008. - №11. - С.92-97.

2. Баева, И.А. Экспертная оценка психологической безопасности образовательной среды / И.А. Баева // Школьные технологии. - 2009.-№2. - С.132-142.

3. Борис, Н. Комплекс возможностей образовательной среды / Н. Борис // Директор школы. - 2007. - №5. - С.60-64.

4. Иванова, В.И. Экспериментальное исследование значимости образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста / В.И. Иванова // Мир психологии. - 2007. - №3. - С.98-110.

5. Лернер, П.С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся / П.С. Лернер // Школьные технологии.- 2007. - №3. -С.86-92.

6. Романов, А.М. Педагогический опыт исследования информационно-образовательной среды учебного заведения / А.М. Романов // Информатика и образование. - 2009. - №12. - С.105-108.

7. Чернобай, Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды / Е.В. Чернобай // Педагогика. - 2009. - №7. - С.78-82.

  1. Ясвин, В. Школьная «матрешка» под учительским «зонтиком» / В. Ясвин //Директор школы.-2010.-№1.- С.31-37.

Предварительный просмотр:

Мотивация исследовательской деятельности студентов как важный фактор её успешности

Иванова Т.Н.

ГБОУ СПО «Торжокский государственный

промышленно-гуманитарный колледж», Тверская область, Торжок

Рост внимания к исследовательской деятельности студентов со стороны педагогического сообщества так же очевиден, как бесспорная важность такой деятельности для формирования наиболее необходимых жизненных компетенций. Самый первый этап исследовательской деятельности – этап начала исследования, формирования мотивов научной работы студента.

Началом исследования может стать эмоциональное состояние, которое скупо, но правильно характеризуется словосочетаниями «хочу узнать, как…», «хочу понять, почему…», «хочу выяснить, разобраться в…». Если педагог сумеет это чувство уловить, то можно считать такое совпадение началом исследования. Данный вариант описывает «чистый» побудительный мотив – познавательный. Но похожие эмоции могут возникнуть и иначе. В последние годы на образовательные учреждения постоянно обрушивается информация о многочисленных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах. Студентов привлекает информация о наградах, возможностях публикаций и публичных выступлений. Однако в этом случае познавательный элемент становится лишь инструментом для достижения цели, не имеющей ничего общего с наукой. Существует и третий вариант, который, на мой взгляд, может быть назван идеальным. Это – тот случай, когда мотивом становится не далёкая от понимания «чистая» наука, и не соображения личной выгоды, а личность студента, сфера его интересов, конечно помноженная на актуальность и общественную значимость темы.


1

Статья посвящена выявлению проблемы диагностической неопределенности воздействия образовательной среды на негативные склонности обучающихся, приводящие к росту наркомании в молодежной среде. Сделана попытка объективно оценить ситуацию, когда с увеличением количества профилактических акций и мероприятий среди учащейся молодежи параллельно растет и процент наркотизации. В исследовании мы проанализировали такие системообразующие компоненты образовательной среды вуза, как официальная организационная культура вуза; организационная культура общежития как составляющая среды жизнедеятельности студента. Третью независимую сторону анализа диагностической неопределенности воздействия образовательной среды вуза составляет объективная информация о негативных процессах, связанных с употреблением психотропных веществ.

образовательная среда вуза

диагностическая неопределенность

позитивные и негативные склонности студентов

наркомания в молодежной среде

1. Библиотека учебной и научной литературы, 2012-2013. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:

http://sbiblio.com/biblio/dict.aspx?key = %u0441 %u043A %u043B %u043E %u043D %u043D %u043E %u0441 %u0442 %u044C&x#find (дата обращения: 20.11.2013).

2. Визуальный словарик: Copyright 2004-2007 ЛАНИ, СПИИРАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://visualworld.ru/search.jsp?ref = vslovar&vmode = 32&text = %F1 %EA %EB %EE %ED %ED %EE %F1 %F2 %FC (дата обращения: 20.11.2013).

3. Малый академический словарь, 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа /http://clova.ru/d11/w64089 (дата обращения: 15.11.2013).

4. Мещеряков Б., Зинченко В. Национальная психологическая энциклопедия: Большой психологический словарь. Сост. Олма-пресс. 2004. [Электронный ресурс]. – Режим доступа / http://vocabulary.ru/dictionary/30/word/sklonost (дата обращения: 15.11.2013).

5. Официальный сайт Уральского государственного лесотехнического университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа / http://www.usfeu.ru/ (дата обращения: 25.11.2013).

6. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. 2008-2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа /http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid = 70324 (дата обращения: 22.11.2013).

7. Философский словарь: Энциклопедии & Словари. Коллекция энциклопедий и словарей: 2009 no.2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://enc-dic.com/philosophy/Sklonnost-2158.html (дата обращения: 22.11.2013).

8. Шейн. Э.X. Организационная культура и лидерство. no. СПб., 2002. – 336 с.: С. 45.

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их немедицинское потребление в последнее десятилетие в России приобрел значительные масштабы. Наркомания наряду с алкоголизмом стала одной из острейших социальных проблем. Особую тревогу вызывает активное распространение наркомании в молодежной среде, способствующее помимо моральной и физической деградации части молодого поколения России, также и криминализации общества. По данным Министерства здравоохранения Свердловской области на 1 ноября 2013 года, 7293 человека, в возрасте с 15 до 34 лет, зарегистрированы в медицинских учреждениях с диагнозом «наркомания».

В этом направлении в настоящее время координируются усилия всех субъектов профилактики: педагогов, психологов, социальных работников, сотрудников органов власти, медицинских работников, но вместе с тем процесс наркотизации молодежи продолжает развиваться достаточно активно. Этому способствует ряд причин, среди которых:

  • социальные: Свердловская область является динамично развивающимся регионом со значительным экономическим потенциалом, достаточно широким спектром высокодоходных отраслей экономики, высоким размером заработной платы, сформированными в связи с этим социальными притязаниями на более значительный уровень стандарта потребления. В комплексе с наличием выгодного расположения на стыке транспортных путей федерального значения, сосредоточением крупного финансового капитала представляет устойчивый интерес наркодельцов к Свердловской области как к одному из крупнейших рынков сбыта наркотиков.
  • научно-методические причины связаны с отсутствием объективных инструментов, позволяющих точно диагностировать влияние образовательной среды на проявление склонности у студенческой молодежи к употреблению психоактивных веществ.

Исходя из этого, в публикации мы хотели бы проанализировать проблему диагностической неопределенности воздействия образовательной среды на те или иные склонности обучающихся. Такой подход к анализу эффективности воспитательного воздействия от противного позволит сделать попытку объективно оценить ситуацию, когда с увеличением количества профилактических акций и мероприятий среди учащейся молодежи параллельно растет и процент наркотизации. Для анализа мы предположили возможность проявления склонностей молодых людей к тем или иным видам деятельности и времяпрепровождения, среди которых как позитивные (конструктивные: учеба, хобби и т.п.), так и негативные, связанные с употреблением психотропных веществ. Основной вопрос, на который важно получить ответ: дает ли анализ традиционных формы организации образовательной среды вуза возможность диагностировать проявления негативных склонностей?

Проведя анализ понятийного смысла «склонности», мы получили следующее: понятие «склонность» трактуется в толковых словарях Ожегова, Ушакова, Кузнецова как влечение, предрасположенность к чему-либо. Приводятся примеры: «склонность к музыке», «склонность к простудным заболеваниям» и т.п. .

Понятие «склонность» трактуется в словарях и энциклопедиях психологии и философии как устойчивая потребность личности в определенной деятельности, как продолжительное желание, как субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы .

Понятие «склонность» рассматривают медицинские энциклопедии как глубокую устойчивую потребность индивида в некоторой деятельности, как аддиктивное поведение (от англ. addiction - пагубная привычка, порочная склонность) .

Ассоциативный анализ понятия «склонность» позволяет выявить ряд синонимов: способность, образование, интерес, задатки, риск .

Таким образом, склонность может быть медицинской, генетической и т.п.

Очевидно, что «склонность» может проявляться в позитивной и негативной формах. В своем исследовании мы подразумеваем проявление негативной склонности у студентов, а точнее, проявление склонности к употреблению наркотических средств и психотропных веществ.

Как видно уже из понятийного анализа, склонность имеет сложную структуру и определяет проявления человека в определенной среде. По аналогии с генетическим наследием человека можно сказать, что именно социальная среда определяет, какие генетически заложенные склонности у человека проявятся, а какие нет. Генетическая природа не является однозначно определяющей того, каким будет человек. Склонности личности, как позитивные так и негативные, проявляются в той среде, в которой реализует свою жизнедеятельность человек. В нашем случае это образовательная среда вуза.

В связи с этим становится актуальным исследование образовательной среды вуза как той среды, в которой могут проявляться, либо не проявляться негативные склонности студентов, замещаться либо не замещаться позитивными склонностями. Характер образовательной среды и свободной организации жизнедеятельности студента в ней определяют, проявятся ли в нем позитивные склонности, которые перерастают в хорошие качества и наклонности, либо проявляются негативные склонности, которые приводят к дезадаптации.

В исследовании мы проанализировали такие системообразующие компоненты образовательной среды вуза, как:

1) официальная организационная культуры вуза;

2) организационная культура общежития, как составляющая среды жизнедеятельности студента. В научных исследованиях организационная культура общежития анализируется не так часто, в основном изучается официальная организационная культура.

Третью независимую сторону анализа диагностической неопределенности воздействия образовательной среды вуза составляет объективная информация о негативных процессах, связанных с употреблением психотропных веществ. Такая информация позволяет определить, насколько реально можно увидеть состояние образовательной среды, диагностируя организационную культуру вуза.

Рассмотрим компоненты официальной организационной культуры на примере Уральского государственного лесотехнического университета (далее - УГЛТУ), так как этот пример для нас является достаточно показательным. За основу возьмем модель организационной культуры Э. Шейна .

Одним из показательных индикаторов состояния организационной культуры УГЛТУ является информация официального сайта вуза, дополненная методом включенного наблюдения.

УГЛТУ является одним из ведущих высших учебных заведений в системе лесотехнического образования России. Он был основан в 1930 г. За свою историю вуз прошел путь от института до университета и подготовил свыше 55 000 специалистов . Это говорит о том, что вуз за свою длительную историю уже укрепил свои позиции на «рынке» образования и может предложить достаточно высокое качество подготовки специалистов. Вместе с тем обычаи и традиции, которых придерживаются преподаватели, давно сформированы и продолжают соблюдаться и впредь. Преподавательский состав вуза отличается следующими особенностями: преподаватели узкой педагогической направленности, а значит, место работы, как правило, не меняют. Стаж преподавания у большинства достаточно большой. Кроме того, многие преподаватели сами являются выпускниками УГЛТУ и уже со студенческих времен «пропитаны духом» организационной культуры вуза, и понятно, что и в настоящем времени они несут заложенные ими еще тогда нормы поведения, традиции и ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях.

Таким образом сформирована так называемая формальная философия: «наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются действия группы по отношению к студентам, педагогам, рабочим, руководству» (Э. Шейн) .

Можно отметить то, что УГЛТУ географически компактен. На одной территории располагаются все корпуса вуза, 9 общежитий для студентов и преподавателей. Кроме того, есть всё необходимое для активной деятельности студентов: дворец культуры, дворец спорта, санаторий-профилакторий, спортивно-оздоровительный лагерь на берегу оз. Песчаное в окрестностях Екатеринбурга, кафе и 2 современные столовые. В целях профессиональной ориентации учащейся молодежи Уральского региона при университете создана Малая лесная академия (МЛА), а для расширения образовательных услуг Центр ассоциации международных автомобильных перевозок (АСМАП) .

Другими словами, организационную культуру УГЛТУ можно признать исторически устойчивой, архаичной, обособленной, со сформированными нормами поведения и культурой.

Подобный анализ можно провести на примере любого официального сайта вуза, и это нам покажет компоненты официальной организационной культуры учреждения.

Если проследить состояние образовательной среды официальной культуры вуза, то мы видим сугубо позитивные и конструктивные сферы для проявления внутренних склонностей студентов, возможностей достижений. С точки зрения диагностики, возникает кажущееся мнение, что образовательная среда сугубо благоприятна и в ней не может быть никаких негативных проявлений.

Второй слой исследования организационной культуры общежития проводился методом анонимного анкетирования студентов очной формы обучения УГЛТУ с первого по четвертый курсы. Анкеты заполняли студенты из трех общежитий студенческого городка вуза. Им было предложено ответить на 10 вопросов о том, согласны ли они с правилами проживания и бытовыми условиями общежития, какие из услуг для них важны, с кем проживают и какие проблемы возникают в их студенческой жизни, как предпочитают проводить досуг и работают ли они в свободное от учебы время. Также студентам рекомендовано указать свои предложения и замечания по проживанию в общежитии.

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что почти всех студентов устраивают условия проживания в общежитии. Это видно из сводных диаграмм.

В графе «предложения и замечания» лишь малая часть опрошенных студентов отметили, что хотели бы получить свободный доступ в общежитие в ночное время суток и доступ в душевую комнату в вечернее и ночное время суток.

В целом студенты не воспринимают общежитие как свой дом, место постоянного проживания. Для них общежитие - это место временного пребывания.

Можно отметить, что, диагностируя состояние среды общежития, внешне кажется все благополучно, но в целом диаграммы иллюстрируют полную инертность, то есть нет желания у студентов что-то менять, их и так все устраивает (есть негативные высказывания, но в процентном соотношении они минимальны).

Независимый анализ реального состояния образовательной среды УГЛТУ показывает нам усугубление тенденции наркотизации молодежи. Статистические данные о правонарушениях студентов показывают следующую картину: в период с 2012 по 2013 годы студентами УГЛТУ, проживающими в общежитиях, совершено 42 нарушения внутреннего распорядка проживания в общежитии. Из них: 28 - распитие спиртных напитков; 14 - курение в комнатах. В этот же период федеральными правоохранительными службами заведено 4 уголовных дела по ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества).

Фактически анализ существующего состояния образовательной среды вуза не дает информации о причинах за исключением объективных фактов. Контент-анализ поисковой системы «Яндекс» по ключевому слову «курительные смеси» показывает повышенный уровень интереса к данному направлению у жителей Свердловской области: около 2500 запросов ежемесячно по Свердловской области. Это значит, что на развитие наркоситуации влияет продолжающаяся массированная пропаганда психоактивных веществ в сети интернет. В результате в потребление и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ вовлекаются новые потребители. По данным Управления ФСКН России по Свердловской области, за 11 месяцев 2013 года выявлено 300 Web-сайтов, на которых опубликовано 372 страницы с предложениями продажи жителям Свердловской области наркотических средств и их производных.

Подводя итог проведенному анализу следует отметить, что, несмотря на активное развитие образовательной среды вуза, расширение виртуального поля общения студентов, традиционные научные методы не позволяют диагностировать те параметры среды, которые могут способствовать проявлению негативных склонностей студентов. Как следствие этого, направление усилий на профилактические мероприятия, не имеющие четкой адресации, может быть либо неэффективным либо иметь обратный эффект.

Состояние образовательной среды находится в ситуации диагностической неопределенности, так как педагоги, психологи, социальные работники, руководство вуза не имеют в своих руках эффективного диагностического инструментария образовательной среды вуза. Эта проблема является очень серьезной, глубоко научной и нуждается в многостороннем анализе, который мы видим в формировании многопараметрической модели образовательной среды вуза с привлечением диагностического инструментария различных наук.

Рецензенты:

Пономарев А.В., д.п.н., лауреат премии правительства РФ в области образования, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой организации работы с молодежью Уральского федерального университета, г. Екатеринбург;

Галина В.А., д.э.н., к.т.н., профессор, директор Института качества жизни, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург.

Работа поступила в редакцию 30.12.2013.

Библиографическая ссылка

Сафронова А.Н., Вербицкая Н.О. ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ПРОЯВЛЕНИИ ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-7. – С. 1487-1491;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33370 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ПРОЦЕСС, НАПРАВЛЕННОГО НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Педагогическая диагностика и ее роль в совершенство­ вании процесса экологического развития детей. Функции и виды диагностики. Требования к ее проведению. Диагностические методики, направленные на выявление уровня экологиче­ ских знаний, отношений, экологически ориентированной дея­ тельности дошкольников

7.1. Педагогическая диагностика и ее роль в совершенствовании процесса эколо­гического развития детей.

Диагностика является весьма существенной составляю­щей процесса экологического образования и одной из важных задач педагогической деятельности. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, основ­ным приоритетам и целям экологического образования.

В практике ДОУ из-за отсутствия четких показателей и критериев оценки результативности процесса экологического образования экспертиза его эффективности часто осуществля­ется «на глаз». Используемая в практике шкала оценки не по­зволяет фиксировать отдельные незначительные продвижения ребенка. Произвольность норм и непонятные критерии оценки делают систему оценивания закрытой для детей и их родите­лей.

Диагностика качества экологического образования не может осуществляться только через комплекс требований, предъявляемых к ребенку, и ограничиваться утилитарной це­лью - проверкой усвоения экологических знаний и выработки умений. Она должна быть адресована, прежде всего, к психо­лого-педагогическим условиям образования. При этом учиты­ваются разные аспекты работы педагога: организация и про­цесс формирования развивающей среды, владение технологи­ей управления экообразовательным процессом, реализация требований стандарта и т.д.

Вопределении результативности процесса образования используется диагностическийподход. Диагностика– это прояснение всех обстоятельств протекания воспитательно-образовательного процесса, точное определение его результа­тов. Она предполагает не только анализ и оценку уровня ус­воения программного материала, но и отслеживание промежу­точных результатов, создание программ индивидуального развития детей интересов, задатков и т.н.

В последние годы в практике ДОУ получила широкое распространение педагогическая диагностика, которая слу­жит для определения условий протекания учебного процесса и точного установления его результатов (К.Ингекамп). Она позволяет не только описать те или иные особенности лично­сти или группы лиц, но и измерить их. Диагностика использу­ется не только в экспериментальных исследованиях, но и яв­ляется методом контроля на всех этапах экообразовательного процесса.

Педагогическая диагностика является составной частью педагогической деятельности и выполняет ряд функции:

Определяет результативность экообразовательного процесса;

Выявляет эффективность условий экообразовательного процесса с целью его оптимизации;

Позволяет измерить уровень экологического развития детей и оптимизировать индивидуальное обучение.

В процессе диагностических процедур устанавливаются предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных детей; выявляются индивидуальные особенности детей, что позволит педагогу корректировать процесс развития каждого ребенка.

Диагностика, служащая оптимизации экообразователь­ного процесса, ориентируется на задачи:

Внутренняя и внешняя коррекция в случае низкой оценки результатов обучения;

    определение пробелов в обучении;

    подтверждение успешных результатов обучения;

    планирование последующих этапов экообразователь­ного процесса;

    мотивация с помощью поощрения за успехи и регули­ровании сложности последующих шагов обучения;

    улучшение условий экообразовательного процесса.

В диагностической деятельности можно выделить сле­дующие аспекты:

    сравнение (наблюдаемых результатов с прежними ре­зультатами того же ребенка, с результатами других детей, с базовым стандартом);

    анализ (с целью определить причины отклонения в по­казателях);

    прогнозирование (с тем, чтобы предвидеть результаты в других ситуациях или в будущем);

    интерпретация (характеристика и оценка имеющейся информации);

    доведение до сведения детей и родителей результатов диагностики и коррекция показателей в будущем.

Важнейшими критериями диагностического исследова­ния являются:

    объективность, т.е. устранение воздействия субъектив­ных факторов со стороны лиц, проводящих диагностическое исследование;

    надежность, или реабельность, характеризующаяся стабильностью показателей при повторных измерениях;

    действенность, обеспечивающая всесторонность про­верки.

Результаты диагностики фиксируются в форме, облег­чающей дополнительную проверку и сопоставимость.

Чтобы избежать высокоинферентных оценок свойств с их небольшой валидностью и сопоставимостью, предприни­маются попытки уменьшить инференцию с помощью систем показателей и категорий, а также с помощью шкал оценок.

Технология диагностического исследования.

    Определение целей диагностики. При планировании целей определяются содержательные рамки, т. е. какие позна­вательные процессы будут исследоваться, насколько обширен должен быть тот учебный материал, на базе которого будут проверяться пробелы в знаниях детей, какие умения будут проверяться - умение экологически мыслить, оценивать и т. д.

    Определение показателей явлений, которые изучают­ся у детей. Для этого необходимо описать качественные ха­рактеристики позиции ребенка как субъекта обучения и найти соответствующие им показатели результативности его учебной работы, поддающиеся измерению и количественному вы­ражению.

3. Определение критериев (меры, степени) проявления

показателей уровня сформированности той или иной позиции, в которых фиксируются различия в ее развитии и функциони­ровании.

4. Конструирование диагностических заданий для детей

в соответствии с целями, содержанием и условиями проверки. Задания должны быть краткими, требующими сжатых отве­тов, информационными, однозначными, пригодными для бы­строй математической обработки результатов с помощью шкал оценок.

5. Определение методики выполнения диагностических заданий (устный опрос детей, тестирование, письменная про­верочная работа и др.).

6. Обработка и интерпретация результатов диагностики.

Результаты диагностики фиксируются в диагностиче­ском листе. Необходимо учитывать, что для дошкольников приемлемы лишь вербальные формулировки.

Используемые в практике экологического образовании! диагностические методики ориентированы на определение уровня экологических, знаний, отношений и экологически ориентированной деятельности.

В диагностических исследованиях широко используют­ся математические методы: они позволяют установить ко­личественные характеристики, дают основания для теоретиче­ских обобщений, повышают надежность выводов.

Регистрация - выявление наличия определенного каче­ства у каждого члена труппы и подсчет тех, у кого данное ка­чество имеется или отсутствует.

Ранжирование - расположение собранных данных в ряд по степени проявления (в порядке нарастания или убывания каких-либо показателей) и определение места в этом ряду каждого исследуемого.

Шкалирование - присвоение цифровых показателей ис­следуемым характеристикам. Суть этого метода состоит в том, что какие-либо реальные явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оцен­кам. Составленные шкалы оценки позволяют математически обработать результаты исследования.

В понятии «образовательная среда школы» мы выделили три основных аспекта, его характеризующих. Первый аспект – результативный. Он позволяет ответить на вопрос: «Чего достигает школа, создавая, поддерживая и развивая свою специфическую образовательную среду?». Главным результатом воздействия образовательной среды на школьников является тот эффект, который они получают в своем развитии. При этом, как мы уже отмечали, речь идет не только о развитии интеллектуальных способностей детей, но также и о влиянии образовательной среды на особенности социального и индивидуально-личностного развития учащихся. Второй аспект можно назвать процессуальным. Он отвечает на вопрос: «Какими средствами конкретная школа достигает своего развивающего эффекта?». Эти средства могут быть самыми разнообразными, они охватывают все стороны внутренней жизни школы. К ним относятся организация учебного процесса и способы взаимодействия в системе «учитель – ученики», психологический климат и отношения в педагогическом коллективе, социально-психологическая структура классов и критерии формирования межличностных отношений между учащимися, оформление школы и ее оснащенность, внеучебная жизнь школы, отношения школы и родителей и т.п. Третий аспект образовательной среды – целевой. Он позволяет ответить на вопрос: «Зачем?». Зачем школа проводит дополнительные занятия по физкультуре или требует активного участия в олимпиаде по истории, зачем вводит форму, организует кружок вышивания или поход в горы? Этот аспект характеризует школу с точки зрения тех внутренних задач, на решение которых реально направлены ее усилия, время и средства. Процедура диагностики Очевидно, что содержательная диагностика образовательной среды школы должна строиться на основе анализа всех трех выделенных аспектов. Поэтому такая диагностика требует довольно длительного пребывания в стенах школы, возможности наблюдения ее жизни как во время уроков, так и после их завершения, а также проведения целого комплекса исследований и тестов.

1. Результативный аспект. Диагностика образовательной среды с точки зрения эффективности ее влияния на развитие строится на основе специально разработанного набора психологических тестов и процедур. 1) Для оценки интеллектуальных способностей детей сопоставляются данные двух типов тестов: первый позволяет выявить базовые интеллектуальные способности, которые, как принято считать в психологической науке, минимально зависят от содержания обучения и типа организации учебного процесса; второй связан с теми мыслительными действиями, которые складываются именно в процессе обучения и могут являться индикаторами эффективности организации учебной деятельности. Сравнение результатов по методикам обоих типов позволяет выявить и оценить роль самой школы в развитии интеллектуальных способностей детей. Для определения базовых интеллектуальных способностей (общего интеллектуального развития) мы используем тест Кеттелла для детей CFT2. Он дает возможность оценить способность ребенка решать мыслительные задачи (устанавливать связи, выделять правила и т.п.) на невербальном графическом материале разной 10 Диагностика образовательной среды школы ИЗ ПЕРВЫХ РУК сложности. Измеренные этим тестом характеристики можно считать «собственными» интеллектуальными способностями ребенка, не зависящими от специфических особенностей образовательной среды конкретной школы. Для качественной оценки сформированности мыслительных процессов, связанных со специфическими особенностями включения детей в учебный процесс конкретной школы, мы используем две методики (автор А.З. Зак). Одна из них (методика «Кто что сделал?») направлена на выявление уровня развития мыслительных действий анализа и содержательной рефлексии. В другой (методика «Умозаключение») развитие мыслительной деятельности оценивается по критерию целостного планирования решения. Методика включает задания, в которых за указанное число мысленных преобразований необходимо исходную комбинацию геометрических элементов привести к конечной, заданной в виде образца. По общему числу и качеству решенных задач оцениваются уровень сформированности действий планирования и анализа. Эти методики позволяют различить два базовых уровня развития мышления: эмпирический и теоретический, а также выделить и оценить развитие отдельных мыслительных действий планирования, анализа, рефлексии. 2) В анализе социальных аспектов развития мы выделяем «объективный» и «субъективный» уровни. Объективный уровень характеризует реальные отношения между детьми в классе, а также отношения учителей и учащихся. Субъективный уровень характеризует отношение ребенка к той среде, в которой он пребывает (к среде своей школы). Для исследования реальных отношений между детьми мы используем социометрический тест. В нем учащиеся производят сознательный выбор предпочитаемых или отвергаемых ими одноклассников по критериям, заданным в виде ситуаций или видов совместной деятельности. В используемый нами вариант социометрической анкеты, помимо общего, включены также деловой (учебный) и эмоциональный критерии выбора. Социометрия позволяет судить об адаптированности каждого ученика в системе деловых и неформальных межличностных отношений, а также о преимущественной мотивационной ориентации класса на учебную деятельность, общение или другие сферы групповой активности. Реальная компетентность детей в общении со взрослыми оценивается двумя исследовательскими процедурами. Наблюдение с использованием специально разработанной Схемы анализа урока позволяет описать способы делового взаимодействия педагога с учащимися. Анализ психологического климата школы позволяет оценить стиль детско-взрослых отношений в неформальных ситуациях. Ниже обе эти процедуры представлены более подробно. Для выявления субъективной стороны социализации школьников проводится контент-анализ детских сочинений на тему «Моя школа». Мы используем для анализа четыре группы категорий: учителя (учитель как человек, учитель как профессионал, мое отношение к учителю, отношение учителя ко мне), уроки (нравится/не нравится; нужно/не нужно; насколько комфортно я себя чувствую на уроке), одноклассники (нравятся/не нравятся; их отношение ко мне; мое отношение к ним; друзья/недруги; как я себя чувствую в классе), я сам (хочу/не хочу ходить в школу; как себя чувствую в школе; как ко мне относятся в школе). 3) Оценка особенностей индивиду альноличностного развития производится на основе следующих диагностических процедур: определения самооценки и уровня притязаний; выявления иерархии мотивов; оценки уровня школьной тревожности. Исследование самооценки и уровня 11 1/02 ` – какие используются дидактические приемы и средства (работа с моделями, дискуссия, упражнение). Организационный уровень описывает, как строится учителем работа детей: – какие даются инструкции по организации работы; – какие формы работы представлены на уроке (индивидуальная, групповая, фронтальная); – как педагог организует групповую дискуссию; – как, когда и для чего использует схемы или модельные средства; – как проходит анализ результатов, контроль знаний и т.д. Межличностный уровень: – описывает стиль общения учителя с детьми; – способы стимуляции педагогом активности учащихся; – формы оценки, поощрения и наказания; – требования к дисциплине и личностную реакцию учителя на поведение детей в классе. Анализ результатов наблюдений позволяет выявить специфику организации образовательного процесса в конкретной школе. Процедура предполагает наблюдение за одним и тем же классом у разных педагогов, а также за одним и тем же педагогом в разных классах. Схема анализа урока позволяет составить «объективную» картину взаимодействий в системе «учитель – ученики». Дополнительно для получения «субъективной» картины детско-взрослых взаимодействий мы используем, во-первых, специальную анкету для учителей и, во-вторых, выявляем с помощью контент-анализа детских сочинений тип предпочтений учащихся при выборе любимых и нелюбимых преподавателей. 2) Важным, хотя и наименее поддающимся формализации проявлением специфических особенностей образовательной среды является психологи ческий климат школы. притязаний школьников (в этой методике мы используем шкалы различных личностных качеств, компетентности в общении и социальной успешности) позволяет прямо оценить базовые характеристики личностного развития и косвенно (через выбор соответствующих критериев для самооценки, а также сопоставление самооценок по разным критериям) – тип школьной мотивации и общую личностную направленность детей. Для выявления содержания преимущественной школьной мотивации (т.е. ответа на вопрос, зачем ребенок ходит в школу) проводится контент-анализ сочинений детей на тему «Моя школа». Школьная тревожность определяется анкетной методикой Прихожан. Эта методика позволяет оценить эмоциональное отношение ребенка к школе, уровень школьной тревожности и степень познавательной активности.


2. Процессуальный аспект. Для определения специфических средств, с помощью которых образовательная среда конкретной школы реализует свои развивающие воздействия, нами разработаны оригинальные диагностические процедуры. 1) Для анализа организации учебного процесса и способов взаимодействия в системе «учитель – ученики» используется специальная Схема анализа урока. Она позволяет проанализировать учебный процесс на трех уровнях: предметном (содержатель ном), организационном и межлично стном. Предметный уровень показывает, как учитель разворачивает на уроке учебное содержание: – как ставится проблема; – на каком уровне обобщения и в какой форме представляется информация; – какие вопросы возникают и какие ответы на них даются (вопросы проблемные, конкретные, их количество и место в процессе передачи и усвоения знаний); 12 Для фиксации объективных проявлений психологического климата нами разработана специальная Карта наблюдения. Она включает 16 тем (тип оформления школы, возможности дополнительного образования, внеурочное общение педагогов и детей, родители в школе, информационная доступность, досуг в школе, оснащенность, администрация и педагогический коллектив, администрация и дети и т.п.). Полученные с использованием Карты наблюдения данные сопоставляются с результатами анкетирования педагогического коллектива и администрации школы (в анкетах представлена субъективная позиция «создателей» образовательной среды), а также с результатами анализа детских сочинений (в них выражена субъективная позиция «потребителей» образовательной среды школы).

3. Целевой аспект. Для определения внутренних задач школы нами используется специальная анкета. Вопросы в ней касаются задач школы, учителя и учащихся. Процедура анкетирования предполагает, что на одни и те же вопросы администрация школы, педагоги и учащиеся отвечают несколько раз: один раз – выражая собственное мнение, затем – выражая мнение других участников школьной жизни. Сопоставление ответов на вопросы анкеты, данных «за себя», с ответами, данными от лица других участников образовательного процесса, а также сравнительный анализ результатов анкетирования с другими процедурами позволяют выявить: а) декларируемые цели и задачи школы; б) степень единства педагогического коллектива в осознании внутренних задач школы; в) удовлетворенность каждого учителя психологическим климатом школы; г) соответствие декларируемых и реальных внутренних задач, определяющих работу школы как образовательного учреждения. Процедура диагностики образовательной среды школы, представленная в этой статье, апробирована нами в 24 школах. В 4 школах обследование проводилось дважды на разных классах. Это позволило в одних школах подтвердить устойчивость выявленных качественных характеристик образовательной среды, а в других – оценить эффективность работы по изменению целевых и процессуальных аспектов среды, которые школа хотела скорректировать. Тщательный количественный и качественный анализ огромного массива данных, которые мы получили в процессе апробации, позволяет сделать несколько обобщающих замечаний. 1. Комплекс данных, получаемых с помощью описанного пакета методик, дает возможность всесторонне и полно охарактеризовать отдельную школу как целостное образование с точки зрения специфичности ее образовательной среды. 2. При всем разнообразии конкретных проявлений и качественных особенностей образовательных сред, которое мы наблюдали в разных школах, статистический анализ позволил разделить все школы на несколько основных типов, различающихся внутренними целями и задачами. 3. Показатели развития, которые (по результатам тестирования) демонстрируют школьники, и количественно, и качественно зависят от типа школы, т.е. от тех внутренних задач, которые школа ставит и решает в своей деятельности.

Для изучения социально-психологических характеристик безопасности могут использоваться следующие методы:

    экспертный опрос

    анкетный опрос

    моделирование

    визуальная психодиагностика

    контент-анализ

    тестирование

Сегодня можно отметить два подхода к оценке образовательной среды – диагностический, состоящий из пакета психодиагностических методик, адресованный отдельным участникам, и экспертный, включающий набор оценочных суждений как самих участников учебно-воспитательного процесса, так и независимых экспертов, знающих или знакомящихся с состоянием образовательной среды

Средовая диагностика включает в себя специфический набор действий, дающих возможность судить о состоянии среды и личности; определение типа личности, образа жизни и среды функционирования воспитательной системы; обследование реальной среды и оценивание её возможностей; выяснение бытующих у обучающихся значений среды, господствующих в ней стихий и доминирующих переменных образа жизни; нахождение позитивных элементов среды; установление типа личности обучающегося (если это нормативная диагностика) или же с прежними результатами (релятивная диагностика)

Диагностический подход к оценке эффективности образовательной среды содержит три основных аспекта: анализ структуры компонентов образовательной среды; изучение результатов воздействия среды на её участников; изучение первых двух аспектов.

Данный подход к формированию безопасного поведения личности предполагает социально-психологическую диагностику личности; социально-психологическое консультирование; проведение тренингов по формированию социально-психологической компетентности, связанной с обеспечением безопасного поведения.

Для диагностики характеристик личности, которые могут выступать в качестве детерминант её опасного поведения, существуют разнообразные методики, которые изложены в многочисленных публикациях. Диагноз позволяет проводить занятия целенаправленно и эффективно, выявить те характеристики личности, которые могут или спровоцировать опасные ситуации, или поставить личность в опасное положение, сопряжённое с применением насилия и обмана.

Диагностика безопасности образовательных учреждений распадается на методы и методики изучения внутренних и внешних угроз. Методами диагностики угроз для образовательных учреждений являются: методы психосемантического напряжения – ассоциативный эксперимент, незаконченные предложения, ранжирование опасностей и ситуаций учебной деятельности учеников; экспертный опрос, метод тестов, а именно СОП (склонность к откланяющемуся поведению), опросник Басса-Дарки, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Л.В.Личко, тест С.Розенцвейга, тест Томаса, социометрическая методика, тест-опросник на изучение общей самооценки личности; анкетирование, метод изучения организационной культуры – шкала Р.Лайкерта, контент-анализ, наблюдение и беседа. В качестве форм специальных занятий с учениками выступают: обучающие программы, психологический тренинг, психотехнические игры, психологическое моделирование задач, условий и трудностей учебной деятельности и жизнедеятельности учеников.

Для диагностики некоторых угроз безопасности образовательных учреждений существуют специализированные психодиагностические методики. Например, опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПА В.Д.Завьялова), тест исследования склонности к зависимому поведению Менделевича или показатель делинквентности в ПДО.

Патохарактерологический опросник Л.В.Личко наиболее полно позволяет диагностировать психологические характеристики девиантного поведения. Но и он ориентирован на клиническую область применения, клинические феномены и направлен, в первую очередь на изучение характерологических черт личности, а не непосредственно той психологической реальности, которая стоит за феноменом отклоняющегося поведения

ПДО включает 25 таблиц - наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов. С испытуемым проводится два исследования. В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов. Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2. В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. ПДО не пригоден для исследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотического состояния с нарушением сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также при выраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов. В случаях явно негативного отношения к обследованию, оно может проводиться только после психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орела (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Личностный опросник, разработанный А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. По мнению авторов, под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Данный опросник широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Опросник используется также и в отечественных работах , однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются.

Методика определения мотивации потребления алкоголя (МПА) позволяет не только определить уровень выраженности склонности к потреблению спиртного, но и определить структуру мотивации потребления. Методика рекомендуется в первую очередь для консультационной работы ввиду отсутствия шкалы лжи. Опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя предложен В.Ю.Завьяловым для мужчин. Определенным преимуществом методики является направленность на мотивацию потребления - менее скрываемый фактор, чем количество и частота приема спиртных напитков.Опросник включает 9 шкал по 5 утверждений в каждой, чем больше баллов набрано по какой-либо шкале, чем более значимы для обследуемого данные мотивы.

Первая триада шкал образует группу "социально-психологических" мотивов приема алкоголя: традиционные, социально-обусловленные, культурально - распространенные мотивы; cубмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы в плане приема алкоголя; псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении человека приспособить свой личный опыт к "алкогольным ценностям" социальной микросреды, в которой он функционирует.

Вторая триада образует группу личностных, персональных мотивов потребления алкоголя: гедонистические мотивы, отражающие стремление получить физическое и психологическое удовлетворение от действия алкоголя, а также опыт переживания алкогольной эйфории; атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания - напряжение, тревогу, страх с помощью алкоголя; мотивы гиперактивации поведения (стимулирующий, растормаживающий эффект) и насыщения сенсориума с помощью выпивки, отражающие стремление выйти из состояния скуки, психологической "пустоты", душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения.

Третья триада образует собственно патологическую мотивацию потребления алкоголя, фактор болезненного влечения: "похмельная" мотивация - стремление с помощью алкоголя снять абстинентные явления, дискомфорт, связанный с отсутствием алкоголя, улучшить самочувствие; аддиктивные мотивы, отражающие фиксацию в сознании истинного влечения к алкоголю, "жажду" алкоголя; мотивы самоповреждений - стремление пить назло себе и другим в качестве протеста, из-за потери, якобы, перспективы в будущем для себя, утраты смысла жизни.

Экспертный подход к оценке образовательной среды, как правило, нацелен на комплексный анализ её развивающих возможностей. Специалисты утверждают, что именно развивающая функция экспертизы является системообразующей – «Назначение экспертизы в образовании как особого способа изучения образовательных процессов и явлений заключается именно в том, чтобы служить средством и такого самопознания, рефлексии его развития»

С.К. Братченко добавляет, что «экспертиза – это особый способ изучения действительности, который позволяет увидеть и понять то, что нельзя измерить или вычислить, который осуществляется компетентными и независимыми специалистами, и в котором именно субъективному мнению и ответственному решению экспертов придаётся решающее значение»

По мнению Братченко, составляющими гуманитарной экспертизы в образовании (ГЭО) могут выступать учащиеся, преподаватели, учебно-воспитательный процесс, уклад жизни школы, среда и окружение