Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

Актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОУ стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Оценка качества в системе дошкольного образования осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым.

Вопрос об оценке качества дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени.

Рассмотрим понятия, касаемые данной проблемы.

Качество - это методологическая категория, которая отражает степень соответствия результата поставленной цели.

Качество образования - понимается в педагогической науке как совокупность его свойств, которые обусловливают его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности.

Качество «образования-результата» - качества личности, фиксируемые через категории «культуры личности», социально-гражданственной зрелости, уровни знаний, умений, творческих способностей и мотивированности.

Качество «образования-процесса» - совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной системе, обусловливающих его приспособленность к реализации социальных целей по формированию личности.

Качество дошкольного образования - это интегративное понятие, включающее в себя несколько компонентов: условия осуществления образовательного процесса; организацию и содержание образовательного процесса; результативность образования и его оценку; цену достижения результативности.

Управление качеством дошкольного образования - это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при проектировании и реализации образовательного процесса с целью установления, обеспечения и поддержания качества образования, удовлетворяющего требованиям потребителей.

Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость.

Качество образования выпускников ДОУ» (до внедрения ФГОС) - обозначение уровня знаний, умений, физического, нравственного и умственного развития, достигаемого выпускниками образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения (В.М. Полонский).

Качество образования выпускников ДОУ» (по ФГОС)

  • Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств. Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования. Разработчики ФГОС предлагают вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  • Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
  • Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
  • Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Проектирование качества дошкольного образования проектируется на

нескольких уровнях, составляющих единый образовательный процесс.

1-й уровень управления – администрация детского сада.

Для руководителейэто высокая оценка деятельности педагогов родителями, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ.

2-й уровень управления – педагогический коллектив.

Для педагоговэто положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ и родителями:

3-й уровень управления – воспитанники и их родители.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе.

Когда говорят о качестве образования, обычно пытаются ответить на вопросы:

Для кого? Что и как измеряется? Кто этим занимается? Как это делается?

В процессе обсуждения качества образования нужно отметить и качества подготовки и совершенствования деятельности дошкольного учреждения:

  1. качество образовательного процесса;
  2. качество исследовательской деятельности;
  3. качество педагогических кадров;
  4. качество воспитанников;
  5. качество управления;
  6. качество воспитанников;
  7. качество образовательных программ;
  8. качество информационно-образовательной среды.

Впервые ориентиры качества дошкольного образования были определены в «Концепции дошкольного воспитания» (1989), обозначившей четыре основных принципа :

- гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

- развивающий характер образования – ориентация на личность ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

- дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

-деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

В соответствии со структурой образовательного процесса качество дошкольного образования определяется следующими составляющими:

- качеством реализации образовательного процесса через уровень состояния здоровья воспитанников и их достижений в воспитательно-образовательном процессе;

Качеством условий реализации образовательного процесса (грамотный выбор образовательных программ, их научно-методическое обеспечение, материально-техническая оснащённость образовательного процесса);

Качеством управления ДОУ.

Проблема качества образования находится в постоянной динамике. Не существует пока еще методик определяющих качество образования в той или иной степени. Система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой.

Возможно ли объединить основные группы в дошкольном учреждении, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС ДО и ГОСТ Р 52113–2003, в единую схему? Попробуем вместе с экспертом журнала.

Проблема повышения уровня оказываемых услуг находится в центре внимания практически всех отраслей социальной сферы. С одной стороны, это обусловлено изменением государственной политики в сфере оказания социальных услуг населению, где ключевую роль играют критерии результативности и эффективности вложения бюджетных средств. С другой стороны, имеет место общая неготовность социальной сферы предъявлять такие показатели обществу и государству, как убедительные доказательства своего постоянного совершенствования и развития.

Чтобы в дошкольном учреждении нужны документально оформленные требования, в которых перечислены все основные качественные характеристики с конкретными значениями параметров. В производственной сфере требования установлены практически для всей продукции массового производства. В непроизводственной сфере это сделать сложно. Имеющиеся на сегодняшний день в большинстве социальных отраслей официальные требования не охватывают всего многообразия качественных характеристик объектов и явлений. Научно обоснованная система параметров оценивания качества образования в дошкольном учреждении также отсутствует.

Помимо показателей система оценивания включает такие элементы, как источники информации, субъекты, объекты и процедуры оценивания, способы и методы измерения, которые также недостаточно разработаны.

В связи с этим о системе оценивания качества образования в дошкольном учреждении можно говорить только в будущем времени. Однако многие конструктивные элементы этой системы уже определены в различных нормативных документах. Так, постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 утверждены правила осуществления мониторинга образовательной системы. Согласно п. 2 данных правил мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценивания состояния и перспектив развития образовательной системы. В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательные организации обязаны проводить самообследование и обеспечивать функционирование внутренней системы оценивания качественных характеристик образовательной системы. Данный закон включает нормы по контролю качественных характеристик образовательной деятельности органами государственного надзора, по независимому оцениванию качественных характеристик образовательной деятельности с целью предоставления информации об уровне организации работы учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Внутренняя и внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении

В соответствии с нормативными документами в сфере оценки качественных характеристик образовательной деятельности выделяют две подсистемы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя оценка включает оценку руководителями и работниками образовательной организации своей работы, а также оценку деятельности образовательной организации родителями, являющимися потребителями услуг данной организации.

Внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении предполагает оценку надзорными органами, профессиональными сообществами, общественными и иными организациями. По своей сути любая внешняя оценка не зависит от организаций, которые подлежат оцениванию. Однако в Законе № 273-ФЗ независимая оценка качественных характеристик имеет более узкое толкование, в рамках которого устанавливаются субъекты оценки, общие критерии оценивания и другие требования. Оценка учредителя (собственника) может рассматриваться и как внутренняя, и как внешняя оценки - в зависимости от масштаба объекта оценивания. В табл. 1 приводятся основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении.

Таблица 1

Основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении

Элементы системы оценки качества дошкольного образования Субъекты оценки
Внутренняя оценка Внешняя и внутренняя оценка Внешняя оценка
Работники

Родители воспитан ников

Администра-ция дошкольной организации Учредитель Надзорные органы Профе-ссиональные эксперты Общественные эксперты
Процедуры оценивания Самообследование Не
установлены
Система внутренней оценки качества Контроль, мониторинг, рейтинг Лицензирование, государственный надзор Аттестация, экспертиза Независимая оценка качества
Показатели и критерии оценки Устанавливаются Минобрнауки России и дошкольной организацией Устанавливаются дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также учредителем Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами. Определяются экспертами Устанавливаются Минобрнауки России. Дополни-тельные показатели устанавливаются общественными советами
Способы оценивания Опрос Все известные способы оценки качества Ранжирование данных, имеющихся в открытом доступе

Таким образом, нормативными правовыми актами установлены некоторые оценочные процедуры (мониторинг, самообследование); утверждены отдельные перечни критериев. Однако целостная модель системы оценки образовательной деятельности на сегодняшний день не выстроена: ряд базовых понятий не имеет однозначных определений, не выделено содержание перечня показателей, не описаны способы и механизмы оценивания. Все эти вопросы адресуются руководителям образовательных организаций и органов управления образованием для самостоятельного поиска решений.

Показатели качества образования в дошкольном учреждении

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ ДОО осуществляет образовательную деятельность по дошкольным образовательным программам, а также присмотр и уход за детьми. То есть выделены два основных вида деятельности, которые должны быть положены в основу системы показателей оценки качества образования в дошкольном учреждении. При этом само понятие «качество образования» определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29 ч. 1 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

Образовательная деятельность детского сада регулируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС), который устанавливает требования:

к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и согласно специальному указанию не подлежат непосредственной оценке и не могут служить показателями при оценке качества образования.

В данном случае определить качество образования в дошкольном учреждении непросто, поскольку стандарта присмотра и ухода за детьми не существует. Однако общая содержательная характеристика этого вида деятельности приводится в п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ: присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Кроме того, Законом № 273-ФЗ отдельно выделяются требования охраны и укрепления здоровья обучающихся, которые распространяются на оба вида деятельности. Присмотр и уход и образовательная деятельность также регулируются требованиями:

СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;ППБ-101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений», утв. приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности».

Объединенные требования всех указанных нормативных правовых актов могут служить основанием для определения соответствующих частей в составе системы параметров качества образования в дошкольном учреждении. Однако есть еще и другие субъекты оценивания, требования которых тоже необходимо учесть. В первую очередь, речь идет о потребителях услуг ДОО.

Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»1 (далее - ГОСТ Р 52113–2003) установлен порядок определения перечней показателей, соответствующих целям управления качественными характеристиками, где главным ориентиром выступает удовлетворенность потребителя. В этом документе определены четыре основные универсальные группы показателей качественных характеристик. Они являются общим руководством для производителей любых услуг, и потому их применение в каждой конкретной сфере, и в сфере оценки качества образования в дошкольном учреждении в том числе, требует авторской интерпретации. Первая группа: показатели назначения, где выделяются основные свойства услуги, ее совместимость с другими услугами и требованиями, условия предоставления услуги, специфические характеристики, связанные с конкретным видом услуги. Вторая группа: показатели безопасности, где выделяется 10 видов безопасности. Третья группа: показатели надежности предоставления и результатов услуги. Четвертая группа: показатели профессионального уровня персонала. Основываясь на этих четырех группах, можно представить параметры системы оценки качества образования в ДОУ с точки зрения удовлетворения требований потребителей следующим образом (см. табл. 2.)

Таблица 2

Примерные параметры системы показателей качества образования в дошкольном учреждении (на основе ГОСТ Р 52113–2003)

Наименование групп показателей качества Параметры системы показателей
Назначение услуги 1. Основные свойства услуги: удобный режим работы; наличие медицинских работников, учителей-логопедов и других узкопрофильных специалистов; наполняемость групп, количество воспитанников, приходящихся на одного воспитателя; объем трудовых обязанностей персонала при осуществлении присмотра и ухода за детьми, учет дополнительных запросов семьи; размер и порядок оплаты услуг детского сада, наличие льгот и т. п. 2. Совместимость услуги: функциональная (преемственность в содержании работы с образовательными организациями другого уровня образования); информационная (соответствие объема, вида и формы предоставления информации о ребенке и оказываемых услугах требованиям родителей). 3. Качество предоставления услуги: состояние материально-технической базы; санитарно-гигиенические условия; этика общения персонала; возможность получения дополнительных услуг; наличие условий для оказания услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, другим категориям потребителей с особыми потребностями; эстетика и комфортабельность помещений
Безопасность услуги Электробезопасность. Пожарная безопасность. Санитарно-гигиеническая безопасность. Безопасность игрового оборудования, в т. ч. установленного на прогулочных участках. Безопасность озеленения интерьеров и прогулочных участков. Безопасность, создаваемая специальными защитными средствами (устройство ограждения, организация пропускного режима, оснащение аварийной сигнализацией и др.). Безопасность технологического оборудования. Специфические виды безопасности для отдельных видов услуг (обучение плаванию, проведение физиотерапевтических процедур и т. п.)
Надежность услуги Стабильность производственного графика работы детского сада, выполнение обязательств, предусмотренных договором с родителями
Профессиональный уровень персонала Общая и профильная подготовка персонала. Уровень квалификации кадров и навыки выполнения сложных работ, в т. ч. по результатам участия в конкурсах профессионального мастерства. Знание и соблюдение требований документов, регулирующих профессиональную деятельность педагогических работников (в т. ч. требований безопасности). Соблюдение профессиональной этики поведения, которая включает такие качества, как: этичность, доброжелательность, вежливость, коммуникабельность; внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями услуг; умение создать домашнюю атмосферу, проявлять терпение, выдержку, избегать конфликтных ситуаций

Из табл. 2 видно, что используя показатели, рекомендованные ГОСТ Р 52113–2003, можно существенно расширить то представление о качественных характеристиках образовательной деятельности в ДОО, которое дает ФГОС. Например, появляются показатели, характеризующие основные свойства услуги, которые устанавливаются и контролируются учредителем (собственником). Добавляются показатели надежности и показатели совместимости, на которые ориентируются не только родители воспитанников, но и педагогические работники следующего уровня (школы).

Объединив основные группы показателей качественных характеристик, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС и ГОСТ Р 52113–2003, получим обобщенную схему системы показателей качества образования в дошкольном учреждении.

Очевидно, что показателей, которые потенциально укладываются в представленную схему, может быть настолько много, что их сбор и обработка займут значительную часть времени работников детского сада. Чтобы этого не произошло, необходимо ограничить перечень оцениваемых показателей качества образования в дошкольном учреждении, т. е. выделить отдельные ключевые (индикативные) показатели.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказ Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности»
  • ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества», утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст

1 Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст. Утрачивает силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием приказа Росстандарта от 06.11.2014 № 1482-ст. Взамен вводится в действие ГОСТ Р 52113–2014.

Людмила Кочетова
Реализация системы оценки качества образования в ДОУ

Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ ;

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество дошкольной организации?

От качества работы воспитателя ,

От отношений, которые сложились в коллективе,

От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми,

От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями :

– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т. д.);

– какие условия созданы в дошкольной организации (образовательная среда , ориентированная на самоценность дошкольного детства ; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы , творческая направленность деятельности коллектива детского сада и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.)

Дошкольный стандарт - стандарт условий. Но это не означает, что при построении системы оценки качества нужно сосредотачивать внимание только на условиях.

Вице-президент, член экспертного совета по дошкольному образованию и т . д. (не буду перечислять все ее титулы) Оксана Скоролупова отмечает, что система оценки качества выстраивается не для того, чтобы кого-то назвать хорошим или плохим, а для того, чтобы все учились работать качественно , чтобы все педагоги росли, используя эти инструменты оценки качества .

Чтобы система оценки качества ДО стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно : оценивать не только выстроенные в детском саду условия, но и сам педагогический процесс, и его результаты. Поэтому инструментом оценки качества образования являются :

Самообследование,

Диагностика,

Мониторинг или контроль. Кстати, среди ученых нет четкого различия между этими понятиями, так как анализируется вся система , и сопоставляются факты.

Чаще всего мы используем основные распространенные формы контроля : оперативный, тематический, итоговый.

Что же нужно оценивать ?

Во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) отслеживается качество образовательного процесса , условий и результатов дошкольного образования .

Разберем все три момента подробнее.

1. Качество образовательного процесса :

Какие вопросы его оценивают :

1.1 качество образовательной программы , методик и технологий, применяемых в образовательном процессе ;

1.2 качество образовательной деятельности – самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых; (насколько педагог умеет организовать различную деятельность, в т. ч. и самостоятельную в течение всего времени);

1.3 качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.

Примечание : Надо помнить, что не должно быть классно-урочной формы обучения, т. е. если реализуется учебная модель , то это говорит об отсутствии качества образования , т. к. она не соответствует государственным установкам в дошкольном образовании .

В нашем ДОУ разработаны некоторые таблицы контроля, которые помогают нам в оценке качества образовательного процесса . (См. таблицы)

2. Качество образовательных условий :

В стандарте указано 5 групп требований :

Финансовые условия – обеспечение государственных гарантий;

Материально-технические условия – характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями;

Развивающая предметно-пространственная среда – соответствие требованиям ФГОС ДО;

Психолого-педагогические условия – личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;

Кадровые условия – должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала.

Содержание процедуры оценки включает вопросы аттестации педагогов, их готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов , участие в работе РМО, знание и использование современных педагогических методик и технологий, образовательные достижения воспитанников, участие в профессиональных конкурсах разного уровня, а также качество рабочих программ и календарно-тематического планирования. Необходимо включить вопросы для оценки свойств РППС :

Вариативность – наличие пространства для игры, конструирования, уединения и так далее, разнообразных материалов и их периодическая сменяемость;

Трансформируемость – возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации , интересов и возможностей детей;

Полифункциональность – возможность использования составляющих РППС в разных видах активности;

Доступность – свободный доступ в помещения, к игрушкам и материалам;

Безопасность – соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.)

Для оценки мы используем сл . таблицы контроля. (См. таблицы)

3. Качество результатов ДО :

Динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям . Сравнение ребёнка с самим собой - насколько он развился в течение определённого периода времени;

Соответствие полученных результатов запланированным целям. Цели формулируются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.

Содержание процедуры оценки включает вопросы достижений воспитанников (включая показатели социализации, а также участие в различного уровня конкурсах, результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДО , воспитанность дошкольников (социально-нормативные характеристики, удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов и результаты педагогической диагностики (через педагогические наблюдения, портфолио дошкольника.)

Для этого используем сл. таблицы контроля, схемы учета и анализа. (См. таблицы)

Что же даёт система оценки ?

Информация

Внутренняя система оценки помогает выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности и обратную связь . На основе этих сведений руководство детского сада анализирует результативность воспитания и обучения, принимает управленческие решения. Положительные результаты соответственно используются для стимулирования педагогов.

Мотивация педагогов

Участие в оценке качества воспитателей , заведующих, методистов и родителей повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детской психологии и самоанализу педагогического труда.

Формирование личности ребёнка

Для полноценного формирования личности ребёнка необходимо знать сильные и слабые стороны дошкольника, что помогает отследить система оценки качества . С опорой на её итоги педагог подбирает методы и приёмы индивидуально для каждого ребёнка. Такой подход положительно влияет на уровень развития детей, так как помогает педагогу не упустить из виду недостатки и трудности в воспитании личности ребёнка.

Коррекция действий

Среди результатов образовательной работы встречаются как положительные, так и отрицательные. Внутренняя оценка качества поможет оперативно принять меры на усиление положительного и ослабление отрицательного.

Как оценивать ?

Образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов. Руководитель организует педагогический коллектив для оценки качества образовательного процесса и созданных условий. Разрабатывается и утверждается Положение о системе внутренней оценки качества образования в ДОО .

В заключении необходимо сказать, что всем нам важно усвоить, что ребенок не оценивается в сравнении с другими, но только с самим собой. (Как изменился ребенок в течение определенного времени, насколько подрос качественно ). К результатам допускаются только педагоги, работающие непосредственно с конкретным ребенком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщенном виде – сколько детей показало низкий, средний или высокий уровень развития. Результаты конкретного ребенка не даются. (Скоролупова О.)

Тем не менее, вопросы о результатах оценки качества дошкольного образования заслушиваются на заседаниях педагогического совета, методического совета, совещаниях при заведующем. Открытость результатов оценки осуществляется через публичный доклад заведующего и размещение аналитических материалов на сайте дошкольной организации.

В статье представлены особенности управления качеством дошкольного образования.

Представлены компоненты оценки качества дошкольного образования.

Описана примерная модель оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОВОАГАНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ «СОЛНЫШКО»

Бастрон И.Я., заведующий

Тема: «Разработка модели оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада»

Великая цель образования - не только знания,

но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон

Слайд 2. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Одна из главных целей ФГОС дошкольного образования – обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

Слайд 3. Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования.

Непременным условием обоснованности этих решений выступает достоверная информация:

О качестве дошкольного образования;

Об основных тенденциях, касающихся качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;

О соответствии предоставляемого образования современным представлениям о качестве дошкольного образования.

В данной связи можно констатировать, что стратегической целью совершенствования системы оценки качества дошкольного образования является оптимизация управления качеством дошкольного образования. Из этого следует, что повышение качества дошкольного образования требует совершенствования системы его оценки, которая должна содержательно (в соответствии с современными представлениями о ценностях развития ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки этого качества. При этом оценка качества дошкольного образования рассматривается в интересах личности, общества, государства, самой системы образования.

Слайд 4. Управление качеством дошкольного образования потребовало выделения проблем в деятельности ДОУ, требующих повышенного внимания:

  • создание соответствующих условий для организационного обучения дошкольников;
  • организация аналитической деятельности и научно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования;

Обновление управляемой и управляющих подсистем ДОУ;

Выработка новой практики дошкольного образования с помощью проведения научно обоснованного обеспечения экспериментальной деятельности.

Слайд 5. Качество образования в нашем детском саду рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ДОУ на основе ФГОС, потребностей и ожиданий участников образовательного процесса. С этой точки зрения качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:

Качество образовательного процесса;

Качество условий осуществления образовательной деятельности;

Качество результатов.

Одним из компонентов качества образования в нашем ДОУ является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс осуществляется в условиях развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса и управлением его качеством и предполагает воздействие на его компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса.

Для совершенствования качества условий осуществления образовательной деятельности нами были определены следующие направления:

Финансирование (предполагает определение гибких нормативов финансирования, переход на долевое финансирование, проведение мониторинга расходования бюджетных средств);

- кадровое обеспечение (предполагает развитие системы кадрового обеспечения и повышения профессиональной компетентности педагогов через организацию системы повышения квалификации и самообразование).

И, наконец, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения уровня управленческой культуры руководителей ДОУ: создание условий для повышения качества образовательного процесса в ДОУ, овладение технологией управления качеством работы.

Слайд 6. В нашем учреждении используются:

технология управления образованием по результатам , разработанная П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой. Определяя основные цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам.

технология проектного управления (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева), рассматривающая проектное управление как управление ДОУ в условиях инновационного режима функционирования.

В конечном счете, независимо от приоритетной технологии управления качеством работы ДОУ, основной проблемой остается создание модели оценки качества дошкольного образования. Эта проблема возрастает, если рассматривать ДОУ в режиме развития, то есть, предполагая постоянные изменения цели каждого этапа развития ДОУ в соответствии с результатами педагогического процесса.

Оценка качества результатов образовательного процесса на сегодня является наиболее обсуждаемой темой.

Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестации педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Слайд 7. Можно выделить два подхода к управлению качеством:

один - через управление педагогическим процессом и его составляющими;

другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления.

Следовательно, управление качеством образования в ДОУ требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ДОУ. Возникает необходимость разработки модели оценки качества дошкольного образования.

Однако для реализации модели оценки качества дошкольного образования в ДОУ различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества образования.

Слайд 8. Модель оценки качества дошкольного образования включает: цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов.

Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества ДОУ.

1.Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок.

2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми

3.Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную жизнь. При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).

Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъектов оценки.

Модель оценки качества дошкольного образования в ДОУ – это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки. Разрабатывая проблемы научно-методического обеспечения качества дошкольного образования, М.В. Крулехт обращает внимание на соответствие оценки качества дошкольного образования целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательному стандарту, запросам потребителей образовательных услуг.

Слайд 9. Функции оценки качества дошкольного образования:

1. Инструктивно-методическая функция заключается в создании регламентов оценки учреждений разных форм, реализующих программы дошкольного образования.

2. Контрольная функция включает проведение оценочных процедур в отдельных образовательных учреждениях и организациях.

3. Аналитическая функция включает сбор и анализ данных по ДОУ, построения на этой основе рейтинга учреждений, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».

4. Информационная функция может решать три задачи.

Во-первых, информация адресована педагогическому сообществу с целью формирования современных представлений о качестве образования в ДОУ.

Во-вторых, информация адресована родителям, для которых она может стать основанием для выбора формы и места получения дошкольного образования для ребенка.

В-третьих, одной из задач информирования о результатах оценки качества может стать координация усилий ДОУ и школы.

Слайд 10. Объекты, субъекты и предмет оценки:

При оценке качества образования необходимо четко определять, что оценивается (объект), кто оценивает (субъект) и зачем оценивает (предмет). В данной связи оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды (то есть оценки потребителей образовательных услуг) и внутренние оценки качества в самой системе образования.

Слайд 11. Всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:

1. Образовательная деятельность.

Оценивается уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.

2. Развивающая среда.

Оценивается степень обогащения предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Показателями являются количественное соотношение «воспитатель– дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, особенности помещения, в котором находятся дети.

3. Психологический комфорт ребенка.

Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении сцелью сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее оптимальными характеристиками поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение, являются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.

4. Здоровьесберегающая деятельность.

Хорошее качество физического контекста жизни ребенка в учреждении определяется не количеством предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания в ДОУ таким образом, чтобы ребенок мог участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

5.Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, можно выделить следующие интегральные критерии оценки дошкольного образовательного учреждения, которые определяют качество дошкольного образования:

Обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском саду;

Готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;

Ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования;

Удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольных образовательных учреждений.

Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Важным условием объективности являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Слайд 12. Методы оценки

Основными методами оценки являются следующие:

Изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой документации;

Анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы;

Наблюдение;

Исследование предметно развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников;

Анализ планирования, результатов диагностики.

Слайд 13. Этапы оценки

Оценка качества дошкольного образования в ДОУ включает несколько этапов:

Выделение показателей качества;

Определение критериев оценки (эталона, требования или стандарта), на основе

чего будет оцениваться данный показатель;

Формирование шкалы уровней достижения критерия качества;

Разработка инструментария;

Организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных;

Представление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей;

Организация широкого общественного и профессионального обсуждения;

Слайд 14. Результаты оценки.

Обобщенная оценка делается по нескольким оцениваемым направлениям:

Уровню реализации образовательной программы соответствующей направленности;

Уровню организации предметно развивающей среды ДОУ с учетом заявленной направленности образовательной программы;

Характеру взаимодействия педагогов с детьми.

Перспективное соотнесение достигнутых в ДОУ результатов с моделируемым портретом ребенка 6,5–7 лет, на выходе из дошкольного образования.

Адресность результатов оценки:

Педагогические коллективы учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и ответственных за ее успешную (эффективную) реализацию;

Родители ребенка, осваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

Руководители учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом.

ВАЖНО!

Оценить цели, которые ставит образовательная программа – не декларирует, а реально преследует (анализ процесса, соответствие целевым ориентирам Стандарта);

- оценить условия (в том числе, психолого-педагогические) которые создаются для достижения этих целей;

О бразовательный результат задается как ориентир развития;

Д ети не являются объектом формализованной проверки, в центре стоит экспертная оценка.

Августовское совещание педагогических работников Нижневартовского района 2014