Дефектология (коррекционная педагогика, специальная педагогика) – наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их воспитания и обучения.

Дефектолог (коррекционный педагог, специальный педагог) – понятие достаточно широкое. Дефектологами являются педагоги, специализирующиеся на работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Дефектологи занимаются обучением и воспитанием людей имеющих особенности в развитии. В своей работе они используют различные средства, направленные на коррекцию и компенсацию недостатков.Коррекция - исправление некоторых недостатков, не требующее коренных изменений корректируемого процесса или явления. Компенсация - уравновешивание или возмещение имеющегося недостатка. Компенсация нарушенного или утраченного анализатора, функции, происходит за счет сохранного.

Все дефектологи имеют высшее педагогическое образование, которое они получили на дефектологических факультетах высших учебных заведений (институт, университет). Будущие дефектологи, помимо педагогических дисциплин, раскрывающих методику работы с разными категориями лиц с особенностями в развитии, изучают ряд медицинских предметов, психологию и патопсихологию, общую и специальную педагогику. Все эти специалисты не являются врачами, хотя дефектология находится на стыке медицины и педагогики. Дефектологи работают в разных учебных, медицинских и реабилитационных заведениях. Это могут быть учреждения системы образования, здравоохранения или социальной защиты населения: школы, детские сады, поликлиники, больницы, центры психологической помощи и реабилитации, поселения для взрослых инвалидов и т.п.

Работа дефектолога начинается с тщательного изучения степени выраженности дефекта. Дефектолог проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение), исследует особенности эмоционально-волевой сферы. В зависимости от своей специализации, педагог акцентирует внимание на слухе, зрении, речи или интеллектуальном развитии. После диагностики дефектологу необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать нужные методы, приёмы, разработать перспективный план коррекционного воздействия. Для ребёнка (взрослого) создаются специальные условия обучения, воспитания, подбираются лечебно-оздоровительные мероприятия, при необходимости рекомендуются консультации у других специалистов (невролог, психиатр, отоларинголог, ортопед, окулист, ортодонт). Свою работу дефектолог строит исходя из индивидуальных возможностей каждого, ориентируясь на проблемы и возможности каждого. Длительность работы специалиста с ребенком (взрослым) определяется степенью выраженности дефекта и динамикой в процессе коррекции. Даже после нескольких занятий иногда бывает сложно сказать, сколько их потребуется всего и уж тем более дать 100% гарантию устранения дефекта. Каждый случай индивидуален, и подчас можно говорить лишь о частичной компенсации дефекта.

Последние годы термин «дефектолог» стали заменять термином «коррекционный педагог» или «специальный педагог», т.к. он прямо указывает на недостатки ребёнка и является не совсем этичным. Но, пока эти термины не очень приживаются в лексиконе специалистов, работающих в данной области.

Дефектолог-сурдопедагог работает с глухими, слабослышащими, позднооглохшими и глухонемыми детьми. Основными задачами работы сурдопедагога является изучение закономерностей развития лиц с нарушениями слуха, их образование и воспитание в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения слуха и речи. Сурдопедагог разрабатывает и практически реализует программы образования и воспитания для разных категорий лиц с нарушенным слухом. Сурдопедагог владеет специальными методиками, методами, приёмами и технологиями развития остаточного слуха; обучения жестовому и дактильному языку; русскому (родному) языку; устной речи. Сурдопедагог занимается педагогической реабилитации в послеоперационный период, например при кохлеарной имплантации. Также сурдопедагог должен иметь представление о современных технических средствах коррекции и компенсации нарушений слухового анализатора. Одна из основных задач в работе сурдопедагога это социальная адаптация и социально-профессиональная реабилитация лиц с нарушенным слухом, их интеграция в современное общество.

Дефектолог-тифлопедагог работает со слепыми, слабовидящими, поздноослепшими людьми. Задачами тифлопедагога является психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Тифлопедагог разрабатывает программы, методы, приёмы, направления работы со слепыми и слабовидящими. Также тифлопедагог организует процесс обучения и воспитания, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих. Для тифлопедагога являются необходимыми знания и умения, касающиеся работы со специальными техническими средствами, способствующими коррекции зрения.

Дефектолог-логопед работает с людьми, имеющими проблемы с речевым развитием. Логопед корригирует и устраняет недостатки речевого развития, а при отсутствии речи стимулирует ее развитие. Логопеды работают с дошкольниками и школьниками, имеющими как нормальное развитие, так и интеллектуальную недостаточность, а также со слабослышащими детьми, детьми с ДЦП, аутизмом и т.д. Также логопед помогает восстановить речь взрослым людям перенёсшим инсульт или травму. В компетенцию логопеда входит работа с такими речевыми нарушениями как: задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), нарушение звукопроизношения, заикание, дизартрия, дисграфия, дислексия, алалия, афазия и др. Своей профессиональной деятельностью логопеды занимаются в различных дошкольных и школьных учреждениях, поликлиниках, а также в клиниках, где больным требуется восстановление речи. Логопеды, как правило, не занимаются с неговорящими детьми до 3 лет, т.к. нет речи – нечего исправлять. Хотя на данный момент специалисты говорят о целесообразности занятий с такими малышами и существуют методики направленные на стимуляцию речевого развития детей. После трёх лет используются специальные методики по вызыванию речи. Приступая к работе логопед, прежде всего, проводит обследование ребёнка, выясняя наличие дефекта и его причину. Затем разрабатывается план коррекционной работы, подбираются соответствующие методики для коррекции и устранения дефекта. На занятиях педагог будет работать не только над постановкой звука, но и над правильным дыханием, тонкой и крупной моторикой, высшими психическими функциями (внимание, память, мышление, восприятие). Работа логопеда намного шире, чем просто постановка звуков. Логопед работает над лексикой, грамматикой, фонетикой, синтаксисом, интонацией. Большая работа проводится по активизации и пополнению словарного запаса ребенка, умению составлять словосочетания, предложения. Огромное внимание уделяется развитию связной устной речи, диалогической и монологической речи, умению отвечать на вопросы, составлять связное высказывание. С детьми школьного возраста логопед работает не только над правильностью устной речи, но и над правильность письменной речи. Работая с ребёнком, логопед обязательно будет давать домашнее задание, которое необходимо выполнять. Пройденный материал надо закреплять дома. Успех зависит от совместных действий логопеда и родителей.

Дефектолог-олигофренопедагог работает с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно). Данный специалист работает не только с детьми, но и со взрослыми, имеющими интеллектуальные и психические нарушения. Основное направление работы – это обучение и воспитание лиц с интеллектуальной недостаточностью. Олигофренопедагог владеет коррекционными методиками для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, а также для детей школьного возраста, с возможность преподавания учебных дисциплин в коррекционных классах и школах. Дефектолог-олигофренопедагог оказывает помощь и детям с нормальным интеллектом, имеющим нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере, трудности обучения в школе. Нередки случаи, когда дети дошкольного возраста с нормальным интеллектом имеют задержку речевого развития, моторную неловкость, особенности поведения, неусидчивость, невнимательность, плохую память и т.п. Олигофренопедагог может помочь в решении этих проблем. Педагог поможет развить интеллектуальные способности ребёнка, расширит словарный запас, улучшит произношение, научит владеть собственной речью и выражать свои мысли. Олигофренопедагог может провести диагностику готовности ребенка к школе, диагностику усвоения программного материала. Крайне необходима помощь педагога-дефектолога учащимся младших классов школы, страдающих дисграфией и дислексией, испытывающих трудности с математическими вычислениями, проблемы с устной и письменной речью. Чаще всего олигофренопедагога «в народе» называют просто дефектологом, т.к. слово «олигофренопедагог» очень пугает родителей.

Еще одно направление специальной помощи детям с особенностями в развитии – это нейропсихология. Нейропсихология – раздел психологии, изучающий связь психических процессов с определенными системами головного мозга. Нейропсихолог – это специалист, который строит свою работу на основе изучения связи психических процессов с определенными системами головного мозга. На профессиональном языке этого специалиста называют клиническим психологом. К сожалению, в настоящее время примерно у 70 % детей наблюдается функциональная незрелость структур головного мозга. В первую очередь базальнолобных отделов. Они питают мозг, и если их тонус снижен, то «полуспят» и отделы мозговой коры, обеспечивающие хранение и переработку информации (слуховой, зрительной, речедвигательной и двигательной). Существуют приёмы в нейропсихологии, которые способны ускорить созревание отделов мозга. Нейропсихолог проводит нейродиагностику и подбирает коррекционные упражнения, позволяющие развивать отстающую сферу головного мозга. В результате обследования нейропсихолог делает заключение о состоянии высших психических функций ребёнка: внимания, памяти, мышления, речи, восприятия. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения ребёнка в школе. Подобранные коррекционные мероприятия позволяют развивать те функции, которые еще не сформировались. Работа нейропсихолога заключается в подборе двигательных и познавательных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. Нейропсихолог диагностирует и корригирует физиологические предпосылки неуспеваемости ребёнка еще в дошкольном возрасте. В период школьного обучения нейропсихолог может оказать помощь в преодолении школьной неуспеваемости, если она не связана с пробелами в школьной программе, а зависит от рассеянности, отвлекаемости, неусидчивости, невнимательности ребенка. Следует понимать, что нейропсихолог - это не врач. Также следует понимать разницу между нейропсихологом и психологом. Психолог работает с эмоционально-волевой сферой, эмоционально-личностными проблемами: отсутствие взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, страхи, проблемы с поведением и т.п. Нейропсихолог изучает мозговую анатомию и физиологию, заболевания центральной нервной системы и нейропсихологическую диагностику. Он выявляет трудности ребёнка и причины этих трудностей, определяет комплекс глубинных мозговых механизмов тех или иных проблем в развитии, разрабатывает направления нейропсихологической коррекции.

Центр речи и всестороннего развития «Доброе Слово» предлагает услуги профессиональных дефектологов в Москве и Подмосковье. Мы работаем с детьми в возрасте от 3 лет, страдающими ЗПРР, ЗРР и другими патологиями. Берёмся даже со сложные случаи, когда другие педагоги разводят руками. Ведём малышей до самого конца, продолжая консультировать родителей даже после прекращения посещения занятий.

Цены на услуги дефектолога

Кто такой дефектолог?

Дефектология – это направление, которое находится на стыке медицины, логопедии, психологии и педагогики. Она концентрируется на проблемах психофизического развития, воспитания и обучения малышей с различными патологиями. Дефектолог – это профессионал, который помогает детям социализироваться, прививает способности к познавательной деятельности и нормальной речи. По образованию они являются педагогами. Однако проходят дополнительную специализацию. Наши сотрудники регулярно повышают свою квалификацию, поэтому используют наиболее современные и надёжные методы. Дефектолог – специалист по работе с особенными детьми, которым поставлены диагнозы аутизм, задержка речевого и психического развития, детский церебральный паралич, синдром Дауна, олигофрения, умственная отсталость. Для каждого малыша разрабатывается индивидуальная коррекционная программа. Педагог-дефектолог работает в нескольких направлениях:
  • развитие мышления и речи;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие моторики;
  • постановка руки для освоения письменной речи;
  • развитие и формирование навыков чтения;
  • развитие логики, эмоционально-волевой сферы;
  • улучшение коммуникативных навыков.
Психолог-дефектолог не только корректирует поведение и помогает приобрести определённые навыки, но и способствует адаптации ребёнка в социуме. Он стремится наладить с малышом контакт, что позволяет ему быстрее развиваться. Основная задача специалиста-дефектолога – формирование и улучшение навыков, которые помогут ребёнку полностью интегрироваться в социум.

Работа с дефектологом в Центре «Доброе Слово»


В Центре «Доброе Слово» работают опытные дефектологи – специалисты с многолетним стажем, которые помогают своим маленьким пациентами найти достойное место в жизни. Они выполняют такие важные задачи, как:
  • диагностика, выявление патологии и степени её запущенности, оценка изначальных навыков малыша;
  • составление индивидуальной коррекционной программы и подбор методических материалов, которые нужны конкретному ребёнку;
  • проведение занятий, наблюдение за состоянием малыша, составление отчётов о достигнутых результатах, внесение корректировок в индивидуальную программу;
  • консультации родителей, рекомендации по занятиям в домашних условиях, советы по привлечению других педагогов, которые могут заниматься с малышом.
Квалифицированный специалист может выполнять сразу несколько функций. Например, это может быть работа психолога. Зачастую патологии психического и речевого развития порождают множество комплексов и других проблем, с которым необходимо справляться параллельно. Дефектолог делает важный вклад в будущее ребёнка. Ведь он помогает ему обрести необходимые социальные и коммуникационные навыки, без которых невозможно закончить школу, получить высшее образование и устроиться на хорошую работу. Если вам нужен настоящий профессионал, обратитесь в Центр «Доброе Слово».

Логопед-дефектолог – специалист с высшим образованием, занимающийся изучением, развитием, коррекцией речи. Логопед-дефектолог владеет методиками общения, обучения разновозрастных пациентов, имеющих отклонения в развитии, сложные болезни, сопровождаемые интеллектуальными, зрительными, слуховыми, неврологическими расстройствами.

Деятельность специалистов направляется на анализ речи, выявление причин задержки речи, оказание помощи в адаптации, речевом развитии, устранении неправильности произношения, других обнаруженных дефектов. Предусматривается тесное сотрудничество с неврологом, педиатром, психологом, отоларингологом.

При взаимодействии с маленькими пациентами для повышения эффективности проводимых занятий и снижения нагрузки на ребенка применяются увлекательные игровые методики.

Чем занимается логопед-дефектолог?

Специалист занимается устранением сопровождаемых психическими и физиологическими нарушениями дефектов развития:

  • Нарушений речевой звучности (дисфонии, афонии).
  • Нарушений произношения (картавости, шепелявости), скорости произношения (брадилалии, тахилалии).
  • Заикания (логоневроза).
  • Гнусавости (ринолалии).
  • Дислексии (нарушения навыков чтения).
  • Сенсомоторной, сенсорной алалии (задержки речи).
  • Гиперактивности.
  • Синдрома дефицита внимания.
  • Детского церебрального паралича.
  • Аутизма.
  • Задержки психического, интеллектуального развития.
  • Отсутствия или недостаточного развития навыков запоминания, усвоения информации.
  • Слепоты, глухоты, нарушения функционирования органов слуха, зрения.
  • Неврологических расстройств.

Фрагменты занятий с логопедом-дефектологом можно посмотреть в видео ниже:

Избавление от речевых дефектов обеспечивается благодаря воздействию на органы речи, обучению правильного дыхания, формированию звуков, управлению речью.

Проблемы с речью имеют психотравмаический подтекст, поэтому от специалиста требуется найти правильный подход к пациенту для реализации природного потенциала, формирования устойчивой самооценки, гармонизации личности.

После визитов к специалисту улучшается память, внимание, речевая функция, мелкая моторика, письменные, адаптационные навыки, обогащается словарный запас, развиваются способности к обучению, мимическому, жестовому общению.

Для получения логопедической (дефектологической) квалификации требуется прохождение курса обучения специализации “дефектология”. Широкопрофильное обучение предусматривает изучение аспектов педагогики, неврологии, психологии, психиатрии.

Что касается личностных особенностей, то специалист должен проникаться индивидуальной проблематикой, быть терпеливым, коммуникабельным, иметь способности к нестандартному мышлению, нахождению подхода к каждому пациенту.

Прием логопеда-дефектолога

Логопеды-дефектологи работают в общеобразовательных и профильных школах, дошкольных заведениях, поликлиниках, больницах, специализированных центрах коррекции, реабилитации, логопедии, частных логопедических кабинетах.

Иногда специалист работает на дому, что обеспечивает расслабление, комфорт для пациента, находящегося в знакомой обстановке, повышение эффективности занятий. Занятия с детьми в присутствии обоих родителей позволяют им освоить нюансы упражнений, отрабатываемых с ребенком. От родителей зависит мотивационная составляющая.

Работа логопеда-дефектолога начинается с изучения анамнеза, семейного воспитания, психофункционльного диагностирования, предусматривающего участие психолога, психотерапевта. Делается оценка привычек, поведенческих особенностей, вступления в межличностный контакт, речи, ее восприятия, письма, чтения, внимания, памяти, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы.

Выраженность идентифицированных дефектов анализируется с учетом имеющихся проявлений соматических болезней.

Обнаруженные нарушения обуславливаются задержкой в развитии, неврологическими, психологическими болезнями, недостаточностью общения, отсутствием занятий с родителями и другими факторами.

Чем точнее и полнее будут предоставляться запрашиваемые данные на первичном приеме, тем лучше стратегия занятий. Для получения обширной клинической информации, исходя из симптомов, выдаются направления на проведение нейросонографии, электроэнцефалографии, допплерографии, спондилографии, ультразвуковой, других типов диагностики.

На основе анализа диагностических результатов составляется методика с учетом возрастных особенностей, проводятся индивидуальные, групповые занятия, выдаются рекомендации по домашним упражнениям.

Длительность, частота встреч подбирается индивидуально, исходя из совокупности обнаруженных проблем, их тяжести. Сложность упражнений повышается, проводятся занятия на закрепление навыков, знаний. Осуществляется оценка результатов мероприятий, при необходимости программа корректируется.

Используемые методики

Логопедами-дефектологами используются проверенные временем методики, включающие:

  • Массаж речевого аппарата.
  • Дыхательные, физические упражнения.
  • Гимнастику (артикуляционную, пальчиковую).
  • Фонетическую ритмику, логоритмику.
  • Су-Джок терапию.

К инструментам относят: речевые средства, действия, мимику, пантомимику, жесты.

В качестве дополнения к занятиям применяют физиотерапию, иглоукалывание, массажные процедуры, лекарственное лечение, организовываемое профильными врачами.

При необходимости можно выполнить коррекцию речи детей, не имеющих сопутствующих патологий. Проводят обучение артикуляции, произношению звуков, букв, написание слов, предложений. У малышей не развита требующаяся для длительных занятий усидчивость, способность к концентрации внимания, продолжительность одного занятия подбирается индивидуально (в пределах получаса).

Ощутимый эффект наблюдается при настойчивости, терпеливости, обоюдных усилиях со стороны логопеда-дефектолога и пациента (родителей), систематичности, тщательности занятий, характеризующихся непринужденной атмосферой, стимулирующей к результативным занятиям.

В программе Здоровье радио-маяк в гостях логопед-дефектолог подробно отвечает на вопросы:

Отличие логопеда от дефектолога

Логопед и дефектолог – не равнозначные понятия. Логопедия предусматривает организацию мероприятий по исправлению нарушений речи, дефектология – более широкопрофильная специализация.

В обязанности логопеда входит постановка речи у пациентов, не имеющих тяжелых патологий: обучение корректному произношению, постановке звуков, слогов, написанию букв, слов, предложений. Акцент делается на устранение дефектов речевых навыков.

Нарушения речи, которое развивается от прогрессирующих неврологических болезней, заболеваний зрительной, слуховой, других систем, психофизических недостатков входят в сферу компетенции дефектолога. Работая над мыслительно-познавательной деятельностью, вниманием, дефектолог помогает научиться высказывать мысли, воспринимать, познавать мир.

Занятия логопедов начинаются по достижению ребенком трехлетнего возраста, дефектологи занимаются и с детьми младше трех лет. Занятия проводятся не только для детей, но и для представителей различных возрастных групп.

Специалисты по дефектологии и логопедии работают в тандеме. Логопед-дефектолог сочетает обе профессии, обеспечивая разработку, реализацию комплексной коррекционной программы.

Когда обращаться к логопеду-дефектологу?

Обращение к специалисту требуется при:

  • плохом произношения звуков;
  • позднем речевом развитии;
  • шепелявости;
  • картавости;
  • заикании;
  • нарушениях чувства ритма (скорости произношения);
  • восприятия речи (дизартрии);
  • чтения и письма.

Также помощь специалиста необходима при детском церебральном параличе, парезе, сопутствующих мимических нарушениях, расстройствах памяти, внимания, нарушении глотательной функции, апатичности, агрессивности, проблемами с произношением слов по слогам, составлением элементарных предложений.

Чем более тяжелые формы приобретают проявляющиеся нарушения, тем сложнее от них избавиться (в особенности, во взрослом возрасте). Своевременная идентификация проблемы и начало корректирующих мероприятий обеспечивает повышение шансов на полное устранение выявленных отклонений, нормальное интеллектуальное, речевое развитие.

Найти подход к ребенку – это задача, которая стоит перед каждым детским врачом и учителем. Маленький человек – уже личность, поэтому к нему нужен персональный «ключик». Гораздо сложнее найти контакт с особенным ребенком. Речь идет о малышах с нарушением физического или умственного развития. Именно с ними и работает дефектолог. Его деятельность находится на стыке педагогики и медицины, поэтому ему необходимо ориентироваться не только в симптомах заболеваний, но и в методах общения с непростыми детьми.

Чем занимается специалист?

Деятельность дефектолога напрямую зависит от того, с какими именно малышами он работает. Выделяют несколько «разновидностей» дефектологии:

  • сурдопедагогика – работа с детьми, страдающими серьезными нарушениями слуха;
  • тифлопедагогика – помощь слепым или слабовидящим малышам;
  • олигофренопедагогика – обучение детей с отклонениями умственной деятельности.

Порой к дефектологии относят и логопедию, хотя она связана исключительно с коррекцией нарушений речи.

Задача дефектолога – не только устранить или уменьшить имеющиеся у ребенка отклонения, но и, при необходимости, научить малыша жить максимально полной жизнью, перестать стесняться своего изъяна и чувствовать себя как можно более комфортно в обществе сверстников. Именно этот специалист должен настроить пациента на борьбу с недугом, объяснить, что болезнь не является чем-то фатальным, а регулярные занятия способны свести многие неприятные проявления к минимуму. Для этого дефектолог должен уметь находиться на одной ступени с ребенком, стереть все возрастные границы и заручиться полным его доверием.

Когда стоит обратиться к профессионалу?

Безусловно, чем раньше ребенок начнет заниматься с дефектологом, тем более удачным будет результат. Однако определить время консультации бывает непросто. Если нарушения зрения и речи педиатр может обнаружить у крохи на самом раннем этапе, то проблемы с умственным развитием проявляются несколько позже. Если вы заметили, что ребенок по каким-то причинам в положенном возрасте не начинает говорить или имеет какие-то проблемы с артикуляцией (заикается, неправильно произносит конкретные звуки, имеет плохую дикцию и т.д.), то его сразу же нужно отвести к логопеду. Порой бывает достаточно лишь нескольких занятий для полного устранения проблемы. Проблемы с психическим или умственным развитием также становятся очевидными для родителей. Если у вас возникли какие-то подозрения на этот счет, как можно скорее отведите малыша к специалисту.

Как стать дефектологом?

Получить высшее образование по выбранной специальности можно, в первую очередь, в педагогических вузах. Качественную подготовку специалистов проводят на дефектологическом факультете МПГУ. Выучиться на дефектолога можно и в других крупных московских вузах, например, МГПУ, МГППУ, МГОУ и др. Если у вас уже есть педагогическое или медицинское образование, то срок обучения может существенно сократиться.

Некоторые организации предлагают пройти краткосрочное обучение, занимающее лишь несколько месяцев. Такое образование нельзя считать полным, трудоустройство с подобным документом также весьма затруднительно.

Известные специалисты Москвы

Первые образовательные учреждения для слепых или глухонемых появились в России в начале XIX века. Однако научные исследования таких отклонений начались ближе к середине столетия. Долгое время на первом плане стоял воспитательный аспект. Одним из первых ученых, обратившихся к вопросу дефектологии, стал Г.И. Россолимо. Некоторые работы он создал в соавторстве с Н.П. Постовским. В течение нескольких лет в Москве даже существовал Педагогический институт детской дефективности под руководством В.П. Кащенко. После многочисленных реорганизаций он стал одним из факультетов МГПИ. Велика роль в развитии науки и легендарного ученого Л.С. Выготского.

1. Не бойтесь диагноза . Диагноз всего лишь констатация проблем медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые термины часто звучат устрашающе - надо просто попросить специалистов объяснить вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чём вы давно знаете сами, и о чём вы только, что говорили на консультации.

2. Не принимайте важных решений в состоянии стресса . Практика показывает: хладнокровных родителей, эмоционально не реагирующих на оценку их ребёнка (а диагностика воспринимается как оценка, в каких бы терминах она ни формулировалась), просто не бывает. Более того, большинство их гораздо острее реагируют на оценку своего ребёнка, чем на оценку самих себя, и это естественно. Поэтому, признавая правомерность своих чувств, дайте им немного остыть и улечься. Отвлекитесь на время, займитесь чем-либо доставляющим вам удовольствие, обратите внимание на то, что жизнь продолжается и она по-прежнему привлекательна для вас и вашего ребенка. Если отвлечься не удаётся, если в голове все время «прокручиваются» мысли об «ужасной судьбе», о «страшном диагнозе», если эти мысли не позволяют сосредоточиться на текущих делах, мешают спать, попросите врача выписать вам успокоительное средство: такая «вышедшая из берегов» реакция принесет вред и вам, и ребёнку. Немного успокоившись, обратите своё внимание на ребёнка: он все тот же милый, родной и любимый, его достоинства не стали меньше, а недостатки - больше. Просто теперь перед вами стоит задача полководца - определить такую стратегию и тактику работы с ним, чтобы максимально помочь его развитию и обучению. Эта работа потребует немалых сил и времени.

3. Не все особенности развития предполагают необходимость воспитания и обучения в специализированном детском учреждении. Но большинство из них требует своевременного к себе внимания, так как эти особенности влияют на душевное и физическое самочувствие ребёнка, на успешность его развития и усвоения знаний. Например, никто не сомневается, насколько важно умение ребёнка сосредоточенно работать, не отвлекаясь от конечной цели своей деятельности. В значительной мере это умение является результатом воспитания - если ребёнок под руководством взрослого освоил действия с разными предметами, рисование, конструкторы, пластилин, то и в учебных занятиях он показывает способность сосредотачиваться, целенаправленно выполнять предложенное задание. Но бывают случаи, когда повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от умственной нагрузки обусловлены особенностями нервной системы ребенка. Врачи в таких случаях говорят о минимальной мозговой дисфункции - несбалансированности основных мозговых процессов, которая проявляется в избыточной двигательной активности, неустойчивом внимании, недостаточной целенаправленности в действиях, повышенной утомляемости.

4. И при подготовке к школе, и при школьном обучении такие дети требуют особого внимания. В разные возрастные периоды на первый план выходят различные проявления мозговых дисфункций. До 3-4 лет могут обращать на себя внимание общая двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Ребёнок недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую.

Речевое развитие нередко задерживается - ребёнок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Он может не проявлять интереса к чтению рассказов и сказок, к играм с кубиками, конструктором, к сюжетным играм; страдает плохим сном, склонностью к расстройствам пищеварения, аллергическим реакциям, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.

С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Поведение ребёнка в детском саду вызывает нарекания, педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например на утренниках; отчётливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, давая им повод думать, что ребёнок может быть более быстрым и на занятиях.

«На перемене носится как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», - сердится взрослый. Не зная, что детям с подобными нарушениями свойственны возбуждение и хаотичная активность в игре и замедленность, инертность, низкая продуктивность в умственной деятельности.

Более отчётливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребёнок позже овладевает умением застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники.

К началу обучения в школе тревожащими проявлениями нередко оказываются неумение себя вести, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание целенаправленно и сосредоточенно работать. Скудность речи, неумение связно рассказывать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка. Психологическое исследование показывает, что дети с мозговыми дисфункциями часто плохо ориентируются в пространстве (они путают правую и левую сторону, неправильно обозначают пространственные соотношения предметов, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении).

И слуховое и зрительное внимание у них ограничено, часто упускаются мелкие детали, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей. Переработка полученной информации идет более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится.

Все это создает предпосылки для возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счётом) и нарушений поведения в школе.

Переживающий свои неуспехи ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей.

Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут сглажены – и обучение станет более успешным. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу – как только будут выявлены.

5. Коррекция трудностей, возникающих у детей с мозговыми дисфункциями, включает и психолого-педагогические, и медицинские мероприятия.

С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка.

6. Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребёнку должен быть организован с учётом уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения.

Помните, попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомлённый ребёнок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.

    Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.

    Вопрос о том, какой вид детского учреждения больше всего подходит ребёнку с явлениями минимальной мозговой дисфункции (ММД), решается индивидуально в каждом конкретном случае. При этом учитываются уровень его умственного развития, степень нарушения внимания, способность к сосредоточенной деятельности. Лучше всего это делать, проконсультировавшись со специалистами ПМПК.

  • Очень важно, к какому педагогу попадёт ребёнок, - от его отношения к ребёнку зависит отношение ребёнка к учёбе и к самому себе. Такие дети особенно трудны для педагога, т.к. постоянно требуют его внимания, мешают другим детям. Если педагог понимает причины неправильного поведения маленького «нарушителя», не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт с ребёнком и помочь ему.