Специалисты по адаптивной физической культуре (АФК) работают с лицами, имеющими недостатки здоровья в медицинских учреждениях, в учреждениях санаторно-курортного профиля, в коррекционных школах и классах.

Особенность конструктивной деятельности специалиста по АФК связана с различием медицинского диагноза занимающихся и с необходимостью одновременно работать с представителями разных возрастных групп. Воспитательная направлена на корректирование тех психологических качеств, которые мешают больным оздоравливаться: пессимизм, робость, тревожность, конфликтность, слабая воля и т.п

Коммуникативная деятельность специалиста по ФК требует проявления максимальной толерантности, владения механизмами вовлечения людей в общение, в деятельность, приемами повышения настроения собеседника в общении. Оценка деятельности подопечных специалистом по АФК должна быть строго индивидуальной и мотивирующей к дальнейшей активности.

Гностическая деятельность состоит в постоянном совершенствовании знаний и умений в сфере дифектологии, возрастной психологии, спортивной медицины, лечебной физкультуры, и т.д.

К компонентам профессиональной компетентности специалиста по АФК относятся:

    Определение целей, содержания и методов физкультурно-оздоровительной работы с подопечными

    Подбор для лиц с недостатками здоровья спортивных секций согласно их возможностям;

    Проведение мероприятий лечебной физической культуры (ЛФК);

    Владение методами врачебно-педагогического контроля, владение навыками оказания первой медицинской помощи;

    Взаимодействие с коллегами медицинского и педагогического персонала

    Анализ, обобщение творческого опыта, обогащение своего психолого-педагогического арсенала знаний и умений и коррекция собственной деятельности в зависимости от результатов оздоровительных занятий с лицами, имеющими ограничения по состоянию здоровья.

Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма

Специалисты по рекреации работают в учреждениях сферы туризма, в санаторно-курортных учреждениях детского и семейного отдыха.

Особенность их конструктивной деятельности заключается в многообразии планируемых видов работы: маршрут движения группы, питание, передвижение, разнообразная спортивная деятельность и т.д.

Особенность их обучающей деятельности состоит в том, что он может обучить воспитанников не только основам двигательных действий, но и многим вещам необходимым в повседневной.

Их воспитательная деятельность направлена на формирование у отдыхающих экологической культуры, устойчивости в экстремальных условиях и других важных качеств.

Особенность их коммуникативной деятельности заключается в необходимости владения им приемами активизации общения и разрешения конфликтов, возникающих из-за сложных условий похода.

Их Контрольно-оценочная деятельность состоит в определении состояния здоровья членов группы, признаков их утомления, результатов их двигательной.

Их собственная спортивная деятельность заключается в том, что он должен уметь показать воспитанником разные двигательные действия, научить их основам разных видов спорта.

Их гностическая деятельность отличается разно плановостью. Ему необходимы географические, психологические знания, медицинская подготовка, знания и умения в области выживания в экстремальных ситуациях и т.д.

Компоненты профессиональной компетентности специалиста по рекреации и туризму :

    Определение целей, содержания и методов организации физкультурно-оздоровительной работы и туризма,

    Подбор различных форм занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей отдыхающих.

    Использование средств ФК для проведения оздоровительных мероприятий, профилактика заболеваний отдыхающих, привитие им навыков гигиены;

    Анализ творческого опыта коллег, обогащение своего психолого-педагогического арсенала знаний и умений и коррекция собственной деятельности;

    Владение методами врачебно-педагогического контроля, обеспечение безопасности отдыхающих, владение навыками оказания первой медицинской помощи;

    Осуществление экологического воспитания, формирование бережного отношения к природе;

    Подготовка спортивного актива из числа отдыхающих;

В круг компетенций специалиста по физической культуре, спорту и молодежной политике, позволяющих ему эффективно осуществлять свою деятельность входят следующие группы:

    Мотивационно-профориентационные компетенции

    Информационные компетенции

    Организационно-управленческие компетенции

    Креативные компетенции

    Коммуникативные компетенции

    Исследовательски-методические компетенции

Спортивно-оздоровительные компетенции

Предлагаем интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой. Наша беседа – о специалистах по адаптивной физической культуре.

Средняя заработная плата: 20100 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Есть профессии, о которых мы много наслышаны: , или программист. А есть не менее интересные и важные, но не такие «раскрученные». Дабы расширить представление наших читателей о существующих профессиях, мы представляем интервью с Михаилом Дмитриевичем Рипой.

- Михаил Дмитриевич, что такое физкультура, мы знаем. А что такое адаптивная физическая культура?

Адаптивная физическая культура, или, сокращенно, адаптивная физическая культура - это физкультура для людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), также для тех, у кого есть серьезные отклонения в состоянии здоровья, например, больное сердце, плохое зрение, слабый слух - и, наконец, для людей, которые просто недостаточно физически развиты. Например, человек с детства много сидит за компьютером, грудная клетка у него сдавлена, поэтому имеет недостаточный объем, мышцы слабые, осанка нарушена. Он вроде бы здоров, но на уроке физкультуры не может пробежать дистанцию наравне с другими. Вот его надо сначала подвести, так сказать, к «базовому» уровню.

Что касается инвалидов, то тут надо иметь в виду, что речь идет о совершенно разных видах патологии. Сюда относятся ампутанты (не имеющие рук или ног), слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, люди с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), с нарушением интеллектуального развития и т. д.

При этом внутри одного диагноза тоже возможны большие различия. Скажем, у ампутантов конечность может отсутствовать полностью или частично; при одних формах ДЦП люди не ходят, но свободно владеют руками, могут играть в мяч - значит, могут участвовать в подвижных играх и в соревнованиях, а при других формах - они лишены этой возможности; умственно отсталые, скажем, физически здоровы, но они очень плохо запоминают, поэтому на усвоение навыков бега, например, у них может уйти больше времени, чем у незрячих. В работе с детьми, страдающими таким недугом, очень важно знать, например, что театрализованные уроки более эффективны, а при проведении соревнований для таких детей нужно, чтобы все они получали награды.

Специалист по адаптивной физической культуре в своей работе опирается на заключения врачей, психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов, использует апробированные методики - и в то же время применяет индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Но при этом абсолютно для всех важно основательно развивать мелкую моторику рук, потому что это поможет людям освоить работу на компьютере, освоить навыки письма, шитья, бытовые навыки.

- Таким образом, специалист по АФК - это физкультуры для людей с дефектами здоровья?

Вы знаете, в популярной литературе и в произведениях в жанре фэнтези довольно часто встречается понятие «параллельный мир». Это либо тонкий мир, существующий одновременно с нами, но не видимый нами, либо мир, в котором живем те же мы, но судьбы наши складываются по-другому. У меня такое ощущение, что люди, о которых мы сейчас говорим, живут словно бы в таком параллельном мире, и зрячий человек не может до конца прочувствовать, как живется слепому. Он может закрыть глаза и постараться представить себе, как это; но каково это - постоянно жить в темноте, он понять не в состоянии. Но вот он вернулся из Афгана, он ослеп - и он сразу всё понял и всё ощутил.

И вот мне кажется, что специалист по адаптивной физической культуре - это человек, которому не обязательно нужно пройти Афган, чтобы понять, как живется «на том берегу реки», это человек, который строит мосты и соединяет оба берега в единый город. Ведь зачастую больные и инвалиды оказываются изолированными от обычной жизни общества, порою это вообще существование в четырех стенах. Задачей же специалиста по АФК является, как в йоге, улучшение душевного состояния человека и воспитание у него потребности в саморазвитии и параллельно с этим повышение уровня его физических способностей.

Одновременно с этим специалист по адаптивной физической культуре обязан быть очень хорошо образованным, особенно в своей области.

Впрочем, те, чья работа связана с непосредственным общением с людьми, - учителя, тренеры, режиссеры - должны быть хорошими психологами. А уж профессия, о которой мы здесь говорим, учитывая особенности контингента, вдвойне предполагает в человеке не только наличие прирожденных качеств психолога, но и владение научными психологическими методами, с помощью которых он может грамотно воздействовать на личность занимающегося. Например, в группу, где занимаются тотально слепые или слабовидящие, обычный преподаватель войдет, поздоровается и, может быть, представится. А специалист по адаптивной физической культуре подойдет к каждому, представится первым, спросит, как того зовут, и поздоровается за руку. Через этот тактильный контакт ученик лучше почувствует, воспримет своего наставника. В дальнейшем это упростит их взаимодействие.

Специалист по адаптивной физической культуре должен быть хорошим тренером, а значит - педагогом, то есть он должен правильно обучать своего подопечного. Таким образом, здесь требуется отличное знание не только методики физкультурной и спортивной подготовки, но и дидактических принципов применения этих методик. Неправильно подобранная нагрузка может навредить здоровью и привести к весьма нежелательным последствиям. Например, инвалиды по слуху обучаться плаванию могут, но прыгать в воду с тумбы вниз головой им разрешать нельзя, потому что вода оказывает сильное давление на барабанные перепонки и это может навредить обучаемому.

Специалист по адаптивной физической культуре не , но понятно, что его деятельность напрямую связана с медициной. Если уж в большом спорте достижение наивысшего результата во многом обусловлено наработками в области спортивной медицины, то специалист по АФК тем более должен отлично разбираться в особенностях того или иного недуга, От него зависит, какой характер нагрузки следует выбрать в конкретном случае и как правильно ее дозировать. Например, «сердечник», выполняя упражнение «насос» (наклоны в стороны с попеременным подтягиванием рук вдоль туловища), сделает его 6-8 раз, а при заболеваниях органов дыхания рекомендуется большее число наклонов, причем с удлиненным выдохом и произнесением на выдохе гласных и согласных звуков.

Вся работа специалиста должна быть направлена на коррекцию, исправление, улучшение морального и физического состояния больного, на повышение его психологической и физической работоспособности, а значит, должна способствовать лучшей адаптации, приспособленности к жизни в реальном, а не в «параллельном» мире.

- Скажите, должен ли тренер жалеть своего подопечного, уступать ему, идти у него на поводу?

Жалеть в каком смысле? В смысле, подперев кулаком подбородок, вздыхать жалостливо, конечно, нет. А учитывать особенности, стараться понять причину той или иной реакции, разумеется, да. Тренеру нужно иметь большое терпение, быть очень тактичным, он должен обладать большой силой внушения, иногда даже создавать ситуацию искусственного успеха, чтобы подбодрить занимающегося - и, может быть, самое главное: он должен уважать своего ученика. Я вот лично жалею алкоголиков, наркоманов, потому что они страдают самым страшным недугом - потерей личности. А у моих учеников в смысле силы духа самому можно многому поучиться.

Кстати, показательный пример социализации инвалида - Юрий Вересков. О его жизни говорили и писали много. Я был с ним лично знаком. Он передвигался тогда с костылем. Ногу Юрий потерял еще в детстве, но не впал в уныние, а наоборот, начал интенсивно заниматься физическими упражнениями, причем сначала научился ездить на двухколесном велосипеде, крутя педаль одной ногой. Впоследствии стал тренером и активным спортсменом-параолимпийцем.

Тогда еще и понятия адаптивная физическая культура не существовало, но были люди, которые обладали знаниями и желанием помочь. Это было начало. А сегодня успехи наших параолимпийцев в мире доказывают, что своевременный их приход в адаптивную физкультуру и адаптивный спорт позволили им не только значительно укрепить здоровье, развить физические качества, но также раскрыть их спортивные таланты, добиться высоких результатов, а главное - убедительно доказать себе и остальным, что человек всегда способен на большее.

Известны многие другие примеры, когда инвалиды с детства, страдающие ДЦП и прочими недугами, становятся учеными, преподавателями, специалистами в разных областях.

Таким образом, возможности адаптивной физкультуры весьма широки, но при условии, что процесс адаптации находится под руководством и контролем квалифицированных и профессионально подготовленных специалистов.

- А где и как можно получить такую профессию?

В институтах физической культуры на соответствующих факультетах, в некоторых педагогических вузах, в медицинских университетах. Выпускникам средней школы учиться и при очной, и при заочной формах обучения 4 года, а после окончания медицинского или спортивно-педагогического колледжа - 3 года.

Спектр дисциплин подготовки очень широкий. Это вызвано необходимостью, как говорилось выше, разбираться в самых разнообразных вопросах: от методов лечебного массажа до медицинской экспертизы трудоспособности; от тонкостей психологического консультирования до техники безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Есть общепрофессиональные дисциплины: теория и методика физической культуры, теория и организация адаптивной физической культуры, психология развития, базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, анатомия, физиология, биомеханика, общая патология. И это далеко не всё. Есть также основные дисциплины для этой специальности: частная патология, психология болезни и инвалидности, возрастная психопатология, физическая реабилитация, массаж, специальная педагогика, адаптивное физическое воспитание, частные методики АФК и многое другое. И, конечно, есть циклы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин.

- На что нужно обратить внимание абитуриенту при выборе данной специальности?

- Профессию эту могут выбирать те девушки и ребята, кто связан с физической культурой и спортом. Я не имею в виду обязательное наличие у них высоких спортивных званий. Я считаю, что дорога в эту профессию открыта тем, кто любит физкультуру и верит в нее как в живительный источник здоровья, воспитания личности и самоутверждения в нашем непростом мире.

Нужно хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку, хорошо знать биологию и обществознание и иметь хорошую физическую форму, поскольку вузы могут проводить тестирование физической подготовленности будущих студентов - например, бег на 1000 и 100 м, прыжок с места, подъем туловища из положения лежа, наклон вперед из положения седа, подтягивание на высокой перекладине для юношей и на низкой для девушек.

- Чтобы быть объективными, давайте поговорим и о сложностях данной профессии...

Направление наше в России сравнительно молодое, так что на пути этой профессии объективно возникают и трудности, которые необходимо преодолевать. В частности, пока еще далеко не все руководители образовательных учреждений осознают значимость и необходимость АФК. Поясню: иногда выпускники вуза, обращаясь по вопросам трудоустройства в школу, сталкиваются с тем, что ставки для учителей физкультуры есть, больных учащихся немало, но нет четко прописанных положений о том, кто же такой специалист по АФК в школе.

- Михаил Дмитриевич, насколько эти сложности непреодолимы и чего в этой профессии больше: плюсов или минусов?

Поскольку назрела объективная необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров по адаптивной и лечебной физической культуре, вопросы регулирования правового положения, трудоустройства, финансирования, я убежден, будут решены. А сегодня уже можно с большой долей уверенности утверждать, что избранный курс подготовки специалистов приносит свои плоды. Иначе, наверное, не может быть, потому что студенты, например, нашего вуза по специальности АФК достаточно успешно проходят серьезную организационно-педагогическую практику на базе ведущих центров реабилитации и коррекционных учреждений разного типа. Там им удается совместить полученные теоретические знания с освоением практических умений и навыков будущей профессии. Наиболее отличившиеся в ходе проведения практики студенты нередко получают возможность трудоустроиться в этих же учреждениях.

- А где вообще работают специалисты по АФК?

Как устроиться на работу? Можно обратиться в органы здравоохранения или образования, куда поступают запросы на специалистов данного профиля, можно получить информацию через Интернет или в тех учебных заведениях, которые заканчивали. В общем, обычным путем.

Такие специалисты нужны во всех образовательных учреждениях, где есть учащиеся, отнесенные к спецмедгруппе. Они нужны в специальных образовательных учреждениях - речь, прежде всего, идет о школах-интернатах для детей с дефектами развития, о детских домах-интернатах, о психоневрологических диспансерах, о классах коррекции и о коррекционных детских садах. Существуют и детско-юношеские спортивные школы для людей с отклонениями здоровья, федерации, клубы. А кроме того, специалист по адаптивной физической культуре найдет себе работу в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха.

Вообще он может работать преподавателем, тренером, методистом. Может вести научно-исследовательскую работу, быть консультантом. А еще может работать и в органах управления физической культурой и спортом - федерального, республиканского или регионального уровней.

Среди наших выпускников есть сотрудники известных фитнес-центров, физкультурно-спортивных клубов, клиник и госпиталей, преподаватели лицеев и гимназий, инструкторы ЛФК, спортивные менеджеры. Многие из них занимаются частной практикой, владея в совершенстве техникой разных видов массажа.

И вообще, возможность применить себя у специалиста по адаптивной физической культуре большая. Почему? Потому что в современных условиях многие ослабленные и больные люди хотят наравне со здоровыми сверстниками играть в футбол и баскетбол, заниматься тяжелой атлетикой и гольфом, плавать, ходить в длительные туристические походы. Обо всем об этом еще недавно не приходилось многим и слышать. Но сегодня люди с ограниченными возможностями занимаются освоением компьютерной техники, приобретают интересные профессии и ремесла, желают быть гражданами, полезными для общества.

Кафедра спортивной медицины создана в 1965 году и входила в состав объединенной медико-биологической кафедры (кафедра анатомии и спортивной медицины). В 1972 г. она выделилась в самостоятельное подразделение. До 1976г. кафедрой руководил д.м.н. профессор В.С.Фомин, много сделавший для становления и определения направления её работы. С 1976 г. кафедрой заведовала д.м.н. профессор Н.Д.Граевская, ветеран ВОВ, имела почетные звания «Заслуженный работник физической культуры РФ» и «Почётный работник высшего профессионального образования России», автор более 300 научных работ, в том числе ряда монографий, учебников, сборников научных трудов, более 20 из которых изданы за рубежом. Н.Д.Граевская была обладателем Золотых медалей Спорткомитета СССР и Выставки достижений народного хозяйства, имела более 25 Правительственных наград, в т.ч. ордена «Отечественной войны» I и II степени, «Красной звезды», «Знак Почета», медали «За освобождения Варшавы», «За взятия Берлина», « За победу над Германией», «За трудовую доблесть» и др. В настоящее время в МГАФК учреждена именная стипендия Граевской Нины Даниловны лучшим студентам кафедры .

В 2009-2010 г. г. кафедрой заведовал к.м.н., доцент С.Е. Павлов. С 2011 г. кафедрой заведует к.б.н., доцент И.В. Осадченко.

В 2015 г. произошло объединение кафедр спортивной медицины и физкультурно-оздоровительных технологий. В настоящее время кафедра носит название - «Кафедра адаптивной физической культуры и спортивной медицины» и осуществляет подготовку студентов по профилям: «Физическая реабилитация» (на очной и заочной формах обучения), (на очной и заочной формах обучения) и «Адаптивный спорт» (на заочной форме обучения). Выпускники кафедры работают в различных сферах физической культуры, адаптивной физической культуры, реабилитационных центрах, фитнес клубах, санаториях, лечебно-профилактических учреждениях.

В настоящее время на кафедре работает 22 преподавателя, из них: 3 профессора, 9 доцентов, 5 старших преподавателей и 5 преподавателей, из них 13 человек имеют ученую степень: 2 доктора медицинских наук, 2 кандидата медицинских наук, 3 кандидата биологических наук, 6 кандидатов педагогических наук.

Профессорско-преподавательский состав кафедры укомплектован квалифицированными специалистами, способными обеспечить качественную подготовку студентов по дисциплинам, реализуемым на кафедре.

Кафедра ведет работу по следующим направлениям и дисциплинам:

направление подготовки 49.03.01. «Физическая культура»

  • «Основы медицинских знаний»
  • «Спортивная медицина»
  • «Массаж»
  • «Лечебная физическая культура»

направление подготовки 49.03.02. «Физическая культура для лцц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

  • «Частная патология»
  • «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Безопасность жизнедеятельности»
  • «Массаж»
  • «Лечебный массаж»
  • «Основы антидопингового обеспечения»
  • «Лечебная физическая культура»
  • «Адаптивный спорт»
  • «Нетрадиционные методики ЛФК»

направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

  • «Безопасность жизнедеятельности»
  • «Основы педиатрии и гигиены»

направление подготовки 38.03.02 «Менеджмент»

  • «Основы антидопингового обеспечения»
  • «Безопасность жизнедеятельности»

направление подготовки 49.04.01. «Физическая культура», магистерская программа «Естественно-научные проблемы физической культуры»

программы дополнительного профессионального образования:

  • «Биоимпедансный анализ в работе тренера»
  • «Адаптивная физическая культура»
  • «Лечебная физическая культура»
  • «Спортивный массаж»
  • «Физическая реабилитация»
  • «Основы антидопингового обеспечения»
  • «Первая помощь»
  • «Методика физической реабилитации с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»

Кафедра располагает 6 специализированными аудиториями, учебно-научной лабораторией, залом ЛФК, методическим кабинетом. В аудитории 317 имеет аппаратура для проведения занятий с мультимедийным сопровождением. В учебно-научной лаборатории имеется компьютерно-диагностический комплекс «Валента»; рефлексо-диагностический комплекс «Накатани»; компьютерный комплекс функциональной готовности спортсменов «Спорт-Парк»; аппарат для определения иммунитета «Хелпер»; тренажер для освоения сердечно-легочной реанимации со световым контроллером. В оборудованном зале ЛФК имеется: гимнастическая стенка, беговая дорожка, фитболы, инвентарь для проведения практических занятий, тренажеры: Techno Gym (модели № QM580, РA05, РА03), Ketler (kinetic F3), многофункциональный тренажер Бубновского. Кафедра имеет полностью оборудованные 2 массажные аудитории для проведения практических занятий. В практических занятиях по курсу «Гигиена» используются многофункциональный метеорологический комплекс и счетчик аэроионов «Сапфир-3м».

С 1994 г. на кафедре ведутся курсы по массажу и ЛФК. К настоящему времени выпущено более 1500 специалистов по спортивному и лечебному массажу и ЛФК.
Преподаватели кафедры совместно с аспирантами принимают активное участие в научно-исследовательской работе и результаты этих исследований публикуются в ведущих журналах Российской Федерации.

За последние 5 лет на кафедре 1 аспирант и 3 соискателя защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» .

Выпускники и студенты кафедры, добившиеся высоких спортивных достижений в Паралимпийском спорте, являющиеся заслуженными мастерами спорта: Мануйлова Лариса, Киреева Екатерина, Клименко Степан, Пятуинов Роман, Дула Ольга, Григорьев Дмитрий, Сергеева Светлана, Гончарова Маргарита, Чесмиин Алексей, Иванова Наталия, Иванов Станислав, Бреднев Михаил, Киселев Владимир, Ложечников Андрей, Морозов Виктор, Полянова Ирина, Шемонин Алексей, Шилов Сергей, Хрящев Сергей.

Кадровый состав кафедры :

ОСАДЧЕНКО Ирина Владимировна - заведующая кафедрой, к.б.н., доцент.

В 1982 году окончила ГЦОЛИФК. В 1993 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук.
В 2000 г. присвоено ученое звание «Доцент».
Работает в МГАФК с сентября 2010 г.

Преподаваемые дисциплины :

  • «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Основы техники безопасности и профилактика спортивных травм»
  • «Гигиенические и медицинские аспекты повышения работоспособности»
  • «Гигиеническое обеспечение избранного вида спорта»
  • «Гигиеническое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Медицинское обеспечение адаптивной физической культуры»
  • «Гигиеническое обеспечение адаптивной физической культуры»
  • «Основы антидопингового обеспечения»
  • «Основы педиатрии и гигиены»

Имеет более 60 публикаций. Является автором учебно-методических пособии: «Термический фактор в спорте и профессионально-прикладной физической культуре», «Немедикаментозная терапия заболеваний сердечно-сосудистой системы».
по программам дополнительного профессионального образования: «Методика физической реабилитации с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», «Биоимпедансный анализ в работе тренера», «Основы антидопингового обеспечения», «Первая помощь».
Награждена медалями «В память 850-летия Москвы», «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», «80 лет Госкомспорту России». Имеет нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» и Почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта».
В 2015- 2016 г. прошла профессиональную переподготовку в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Пермский институт повышения квалификации работников здравоохранения».
ДПО: 2018 - «Этика в спорте: ключевые аспекты антидопинговой деятельности», 2018 г. - «Первая помощь», 2017 г. - «Управление качеством образования», 2016 г. - «Актуальные вопросы современной спортивной медицины».

ДОЛМАТОВА Тамара Ивановна - к.м.н., профессор.

Окончила Московский медицинский стоматологический институт в 1963 году. В 1971 защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.
С 1975 года работает в МГАФКе на кафедре спортивной медицины. С 2004 года является профессором кафедры спортивной медицины.

Преподаваемые дисциплины :

  • «Спортивная медицина»
  • «Основы антидопингового обеспечения»
  • «Основы техники безопасности и профилактика спортивных травм»
  • «Гигиенические и медицинские аспекты повышения работоспособности»
  • «Частная патология»
  • «Заболевания сердечно-сосудистой системы»
  • «Медицинское обеспечение адаптивной физической культуры»

Ведет занятия на факультете повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования: «Биоимпедансный анализ в работе тренера», «Основы антидопингового обеспечения», «Первая помощь».
Имеет более 100 научных и научно-методических публикаций. Под руководством Долматовой Т.И. защитилось 8 аспирантов и соискателей на соискание ученой степени кандидата медицинских, биологических и педагогических наук.
ДПО: 2018 г. - «Первая помощь», 2016 г. - «Актуальные вопросы современной спортивной медицины».

ПОГОСЯН Мамикон Манукович - к.п.н., профессор.

В 1977 году окончил с отличием Армянский государственный институт физической культуры «Арм. ГИФК». В 1980 году поступил в аспирантуру ГЦОЛИФК на кафедру ЛФК и массажа, а в 1983 году успешно защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
С 1993 года Погосян М.М. работает в ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры» на кафедре в должности доцента, а с 2007 года в должности профессора.

Преподаваемые дисциплины :

  • «Массаж»
  • «Лечебный массаж»

Ведет занятия на факультете повышения квалификации по программам дополнительного профессоинального образования: «Спортивный массаж», является руководитель курсов по «Массажу».
Является автором более 90 научных и учебно-методических работ, в том числе 4-х учебников, 2-х монографий и 3-х учебных пособий по курсу массажа для студентов высших учебных заведений физической культуры.
Награжден дипломом олимпийского комитета России «За вклад в подготовку специалистов физической культуры и развитие спортивной науки».
Под руководством М.М. Погосяна защищены 2 кандидатские диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

КЕШИШЯН Размик Арамович - д.м.н., профессор.

1982 г. окончил педиатрический факультет 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова.
В 1988 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.
В 2010 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук.

Преподаваемые дисциплины:

  • «Методологические особенности функционального состояния опорно-двигательного аппарата»
  • «Спортивная медицина»
  • «Основы техники безопасности и профилактика спортивных травм»
  • «Частная патология»
  • «Медицинское обеспечение адаптивной физической культуры»

Имеет более 250 научных работ, 5 монографии, 2 книги, 5 методических рекомендаций, 6 информационных писем, 2 изобретения.
Награжден орденом «Мужества». Награжден медалью «В память 850-летия Москвы».

МАРТЫНИХИН Владислав Семенович - к.м.н., доцент.

Трудовую деятельность начал в 1960 году после окончания Серпуховского медицинского училища по специальности фельдшер. В 1972 году окончил 2-й Московский медицинский институт им. Н.И. Пирогова по специальности «Врач-педиатр».
В МГАФК работает с 1990 года. В 2000 году защитил диссертацию на соискание учебной степени кандидата медицинских наук. Является ведущим преподавателем курса «Лечебная физическая культура»

Преподаваемые дисциплины :

  • «Массаж»
  • «Лечебная физическая культура»
  • «Технологии физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Основы курса лечебной физической культуры»
  • «Частная патология»
  • «Нетрадиционные методики ЛФК»
  • «Особенности ЛФК в детском и подростковом возрасте»
  • «Профессионально-ориентированная практика»

Ведет занятия на факультете повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования: «Адаптивная физическая культура», «Лечебная физическая культура». Является руководителем курсов по «Лечебной физической культуре».
Является автором учебного пособия «Лечебная физкультура и врачебный контроль у неврологических больных с разными формами двигательных расстройств».
ДПО: 2018 г. - «Первая помощь».

- к.п.н., доцент.

В 1981 году c отличием окончила МОГИФК. Поcле окончания института (с августа 1981 г.) работает на кафедре. До 1989 г. работала преподавателем, до 1996 г. работала старшим преподавателем кафедры. В 1989 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. С 1996 г. и по настоящее время работает доцентом кафедры

Преподаваемые дисциплины :

  • «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Основы техники безопасности и профилактика спортивных травм»
  • «Гигиенические и медицинские аспекты повышения работоспособности»
  • «Гигиеническое обеспечение избранного вида спорта»
  • «Гигиеническое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Медицинское обеспечение адаптивной физической культуры»
  • «Гигиеническое обеспечение адаптивной физической культуры»
  • «Основы антидопингового обеспечения»
  • «Основы педиатрии и гигиены»
  • «Основы современной диетологии»
  • «Профилактика спортивного травматизма»

Ведет занятия на факультете повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования: «Биоимпедансный анализ в работе тренера», «Основы антидопингового обеспечения».
Имеет более 60 научных и учебно-методических публикаций. Является автором учебно-методических пособий: «Школа как фактор физического воспитания», «Гигиеническое обеспечение массовых видов спорта».
Является заместителем заведующего кафедрой по научной работе.
В 2009 присвоено звание «Заслуженный преподаватель МГАФК». Имеет благодарности Российского футбольного союза и Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

ЦИЦКИШВИЛИ Нона Илларионовна - к.п.н., доцент.

Окончила в 1985 Тбилисский государственный университет, в 1990 г. окончила Грузинскую государственную академию физической культуры. С 1994 года работает в МГАФК.

Преподаваемые дисциплины:

  • «Технологии физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Основы курса физической реабилитации»
  • «Теория и организация адаптивной физической культуры»
  • «Комплексная физическая реабилитация»
  • «Методологические особенности функционального состояния опорно-двигательного аппарата»
  • «Немедикаментозная терапия в физической реабилитации»
  • «Профессионально-ориентированная практика»

Ведет занятия на факультете повышения квалификации по программам дополнительного образования: «Адаптивная физическая культура», «Физическая реабилитация», «Методика физической реабилитации с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», курсы по «Лечебной физической культуре».
Является заместителем заведующего кафедрой по учебной работе.
Имеет более 80 научных и научно-методических публикаций, является автором учебно-методических пособий: «Профилактика и физическая реабилитация заболеваний сердечно-сосудистой системы», "Профилактика и физическая реабилитация заболеваний дыхательной системы", «Немедикаментозная терапия заболеваний сердечно-сосудистой системы».
Под ее руководством защищены 5 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Имеет Почетный знак "Отличник физической культуры" и звание "Лучший преподаватель МГАФК". Награждена памятной медалью «XXII олимпийские зимние игры и XI паралимпийские зимние игры 2014 г. в г. Сочи».
ДПО: 2018 г. - «Первая помощь».

- к.б.н., доцент.

В 2004 г. закончила ВГАУ им. К.Д. Глинки с отличием, в 2009 г. защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата биологических наук.
С 2012 года работает на кафедре.

Преподаваемые дисциплины :

  • «Основы медицинских знаний»
  • «Основы антидопингового обеспечения»
  • «Основы техники безопасности и профилактика спортивных травм»
  • «Спортивная медицина»
  • «Медицинское обеспечение адаптивной физической культуры»

Имеет более 40 научных и научно-методических публикаций. Является автором учебно-методического пособия «Основы медицинских знаний» и монографии «Развитие координационных способностей у школьников средних классов на основе совершенствования функций сенсорных систем».
ДПО: 2018 г. - «Первая помощь», 2017 г. - «Практические аспекты адаптивной физической культуры».

АБОЛИШИН Андрей Геннадьевич - к.п.н., доцент.

В 2002 г. окончил Московскую государственную академию физической культуры, по специальности «Физическая реабилитация» и Московское медицинское училище № 30, по специальности «Сестринское дело».
Работает в МГАФК с 2002 г.
В 2005 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Преподаваемые дисциплины:

  • «Технологии физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Основы курса физической реабилитации»
  • «Комплексная физическая реабилитация»
  • «Теория и организация адаптивной физической культуры»
  • «Профессионально-ориентированная практика»

Имеет более 10 публикаций.
ДПО: 2018 г. - «Первая помощь», 2017 г. - «Информационно-библиографическая культура».

ПОКРИНА Оксана Викторовна - к.п.н., доцент.

В 1994 году окончила Московское медицинское училище №21, в 1998 году окончила МГАФК, в 2006 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Преподаваемые дисциплины :

  • «Технологии физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Основы курса адаптивного спорта»
  • «Теория и организация адаптивной физической культуры»
  • «Оздоровительные технологии в реабилитации»
  • «Частные методики адаптивной физической культуры»
  • «Адаптивный спорт»
  • «Прикладная физическая культура»
  • «Профессионально-ориентированная практика»

Награждена памятной медалью «XXII олимпийские зимние игры и XI паралимпийские зимние игры 2014 г. в г. Сочи».
Имеет более 10 публикаций.
ДПО: 2018 г. - «Первая помощь», «Абилитация в детской

неврологии с элементами войта-терапии».

ГИНЗБУРГ Моисей Львович - д.м.н., доцент.

В 1978 г. окончил Московский медицинский стоматологический институт им. Н.А.Семашко, лечебный факультет. В 2005 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. В 2016 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук.

Преподаваемые дисциплины:

  • «Технологии физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Основы курса физической реабилитации»
  • «Комплексная физическая реабилитация»
  • «Профессионально-ориентированная практика»

Имеет более 60 публикаций. Является автором учебных и учебно-методических пособий: «Спортивная кардиология», «Немедикаментозная терапия заболеваний сердечно-сосудистой системы», «Лечебная физкультура и врачебный контроль у неврологических больных с разными формами двигательных расстройств».
В 1990 г. было присвоено почетное звание «Отличник здравоохранения», в 2006 г. - «Заслуженный врач РФ». Награжден медалью «В память 850-летия Москвы».
ДПО: 2018 г. - «Первая помощь».

САМОХИНА Людмила Сергеевна - к.б.н., доцент.

Окончила МГУ прикладной биотехнологии в 2007 году, в 2009 г. там же окончила с отличием магистратуру.
В 2013 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук.
С сентября 2016 года работает на кафедре.

Преподаваемые дисциплины:

  • «Гигиенические и медицинские аспекты повышения работоспособности»
  • «Гигиеническое обеспечение избранного вида спорта»
  • «Основы антидопингового обеспечения»
  • «Прикладная физическая культура»

Имеет 17 научных публикаций.
ДПО: 2018 г. - «Первая помощь».

БАБУШКИНА Александра Ивановна - ст. преподаватель.

Окончила с отличием в 1988 году Московский областной государственный институт физической культуры (МОГИФК) по специальности «Преподаватель-организатор физкультурно-оздоровительной работы и туризма». Имеет сертификат специалиста по лечебной физкультуре. Работает на кафедре с 1980 года.

Преподаваемые дисциплины :

  • «Лечебная физическая культура»
  • «Технологии физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Основы курса лечебной физической культуры»
  • «Массаж»
  • «Нетрадиционные методики ЛФК»
  • «Особенности ЛФК в детском и подростковом возрасте»
  • «Профессионально-ориентированная практика»

Ведет занятия на курса по «Лечебной физической культуре».
Имеет более 50 печатных работ. Является автором учебно-методических пособий: «Основы общей патологии», «Лечебная физическая культура», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: курс лекций и практических занятий».
Награждена медалью "80 лет Госкомспорту России" и имеет благодарность Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
ДПО: 2018 г. - «Первая помощь», 2016 г. - «Психофизиологические аспекты жизнедеятельности человека».

КОВАЛЕВИЧ Вячеслав Михайлович - старший преподаватель.

В 1973 г. окончил Челябинское Высшее командное танковое училище.
С 1989 г. работает в МГАФК на кафедре.

Преподаваемые дисциплины :

  • «Безопасность жизнедеятельности»
  • «Технологии физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Прикладная физическая культура»

Является автором методических рекомендаций для студентов «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени», «Определение действия сильнодействующих ядовитых веществ», «Проведение спасательных работ (СНАВР в очагах комбинированного поражения сводной команды объекта)».
ДПО: 2018 г. - «Первая помощь».

ОСИПОВА Светлана Сергеевна - старший преподаватель.

В 1987 г. окончила Московский областной государственный институт физической культуры.
С 1987 г. работает в МГАФК.

Преподаваемые дисциплины :

  • «Технологии физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Основы курса адаптивного спорта»
  • «Адаптивный спорт»
  • «Прикладная физическая культура»
  • «Профессионально-ориентированная практика»
  • «Педагогическая практика»

Имеет более 10 публикаций.
Имеет Почетный знак "Отличник физической культуры". Награждена памятной медалью «XXII олимпийские зимние игры и XI паралимпийские зимние игры 2014 г. в г.Сочи» и почетной грамотой V национальной премии им. Елены Мухиной.
ДПО: 2018 г. - «Первая помощь».

ВИШЕЙКО Марианна Михайловна - ст. преподаватель.

Окончила в 2000 г. с отличием Люберецкий медицинский колледж, а в 2006 г. окончила МГАФК, специализация ЛФК. С 2005 г. работает на кафедре.

Преподаваемые дисциплины :

  • «Лечебная физическая культура»
  • «Прикладная физическая культура»
  • «Основы медицинских знаний»

ДПО: 2018 г. - «Первая помощь».

ЛУКЬЯНОВА Екатерина Викторовна - ст. преподаватель.

В 2010 г. с отличием окончила МГАФК по специализации "Физическая реабилитация". С 2010 года работает на кафедре. В 2012 г. окончила Медицинский колледж № 3 по специальности «Сестринское дело».
В 2017 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Преподаваемые дисциплины :

  • «Массаж»
  • «Лечебная физическая культура»
  • «Основы медицинских знаний»
  • «Основы курса лечебной физической культуры»
  • «Лечебный массаж»
  • «Прикладная физическая культура»

ПРИЧАЛОВА Наталья Михайловна - ст. преподаватель.

В 1998 г. окончила МГАФК. С 2002 г. работает на кафедре.

Преподаваемые дисциплины:

  • «Технологии физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Прикладная физическая культура»

Имеет более 10 публикаций.
ДПО: 2018 г. - «Первая помощь».

МОЛОТКОВ Сергей Александрович - преподаватель.

В 1993 г. окончил Коломенское высшее артиллерийское командное училище. В 2008 г. окончил МГАФК по специальности «Физическая реабилитация». С 2009 г. работает на кафедре.

Преподаваемые дисциплины:

  • «Комплексная физическая реабилитация»
  • «Технологии физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Профессионально-ориентированная практика»

Награжден медалью «За безупречную службу в органах ФСБ», грамотой директора ФСБ «За отличную работу».
ДПО: 2018 г. - «Первая помощь».

ДЕМИРЧОГЛЯН Армен Грантович - преподаватель.

В 1984 г. окончил МОГИФК, с 2011 года работает на кафедре.

Преподаваемые дисциплины:

  • «Технологии физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Теория и организация адаптивной физической культуры»
  • «Оздоровительные технологии в реабилитации»

Имеет Почетный знак "Отличник физической культуры".
Награжден нагрудным знаком Министерства РФ «Отличник физической культуры и спорта», почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта Московской области».
ДПО: 2018 г. - «Первая помощь», 2017 г. - «Психолого-педагогическая характеристика лис с ОВЗ».

ДОЛМАТОВ Алексей Валентинович - преподаватель.

В 1996 г. окончил МОГИФК. В 2003 г. в МГАФК окончил курсы спортивного и лечебного массажа с присвоением квалификации «Массажист по спортивному и лечебному массажу». В 2009 г. в МГАФК окончил курсы по лечебной и оздоровительной физической культуре с присвоением квалификации «Инструктор по лечебной и оздоровительной физической культуре». В 2007-2010 г. прошел обучение в Институте Йога Гуру Ар Сантэма и получил диплом инструктора-методиста. В 2017 г. прошел профессиональную переподготовку по программе «Лечебная физическая культура».

Преподаваемые дисциплины:

  • «Технологии физкультурно-спортивной деятельности»
  • «Основы курса лечебной физической культуры»
  • «Прикладная физическая культура»

ДПО: 2018 г. - «Первая помощь».

АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Николаевна - преподаватель.

В 2008 г. окончила Московский государственный медико-стоматологический университет по специальности «Лечебное дело», в 2011 г. окончила ординатуру Московского государственного медико-стоматологического университета. В 2017 г. окончила аспирантуру по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» с присвоением квалификации «Педагог-исследователь»

Преподаваемые дисциплины:

  • «Спортивная медицина»
  • «Лечебная физическая культура»
  • «Основы антидопингового обеспечения»
  • «Основы техники безопасности и профилактика спортивных травм»
  • «Гигиенические и медицинские аспекты повышения работоспособности»
  • «Основы курса лечебной физической культуры»
  • «Медицинское обеспечение адаптивной физической культуры»

ДПО: 2018 г. - «Первая помощь».

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. https://ru.wikipedia.org/wiki/Адаптивная_физическая_культура

Сейчас утверждены законами РФ только врачи ЛФК (с медицинским образованием), или специалисты АФК (педагогическое образование), и выпускники после окончания профильных ВУЗов, выходя в практику, как правило, сталкиваются с так называемым усредненным «стандартом инвалидности», которые имеют легкую, или среднюю степень нарушений в одной из нозологических форм, а если у ребенка множественные нарушения, осложненная патология, или редкое генетическое заболевание, то получив необходимую медицинскую помощь, и не сумев вылечить до состояния «нормы», его отправляют домой. И тут возникает проблема, когда медицина, как отдельная система не связанная с педагогикой, не может оказать весь перечень необходимых услуг ребенку. Получается, что ЛФК многим не подходит по медицинским показаниям, а для АФК ещё нужно получить медицинские рекомендации, которых нет у детей со множественными нарушениями, редкими заболеваниями. А помощь получить от кого, и где? Вот тут и образовалась «социальная дыра». И эти специалисты АФК/ЛФК, чтобы выполнить свою работку, вынуждены обучаться заново - «европейским методикам», узнавать как проходят реабилитацию в других странах, и перенимать международный опыт. Почему?! Просто потому, что во всем мире реабилитация - это комплекс «медицинско-педагогических» мер, и все специалисты работают тесно с друг другом, имея единую цель - реабилитацию ребенка. Поэтому, все чаще под этими скромными сокращениями АФК, ЛФК скрываются хорошие эрготерапевты, физические терапевты, бобат-терапевты, дельфинотерапевты, специалисты по сенсорной интеграции и кинезотерапии.. список можно продолжить, суть в том, что ни одна из них не занесена в Государственный реестр профессий РФ, и не может официально работать по своей специальности на территории РФ, но в это же время Россия очень нуждается в таких специалистах, именно поэтому сейчас начинает развиваться социальное предпринимательство https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальное_предпринимательство_в_России (частным образом, некоммерческие предприятия, или автономные организации, ИП). Многие, кто пользовался их услугами, подтвердил качественное отличие от бюджетных структур.

«Почему мы должны платить за реабилитацию? Как долго нам терпеть это безобразие? Детям с инвалидностью должны предоставляться качественные услуги за государственный счет!», и прочие лозунги мамочек справедливы, но как правило ничего не меняют в качестве жизни их детей.

А тем временем, ведется огромная научная работа, и все не стоит на месте. Например, Германия великодушно делится всем своим опытом в этой сфере, и очень изменила наши взгляды на медицину, заложив фундамент современной реабилитации в 90-х годах. Но этого не достаточно. И мы внедряем европейский опыт работая с детьми со множественными нарушениями в развитии, адаптируем методики под нужды детей с тяжелыми пороками, и редкими генетическими заболеваниями, с которыми отказываются работать государственные учреждения, и доказываем, что необучаемых детей нет.

Ведь меняют мир не государство, или отдельные институты, они лишь утверждают, а сами люди, которые понимают, что им необходимы изменения сейчас.

Мы проживаем время в нашей стране - становление реабилитации и абилитации, а пока мы будем просто называть себя АФКэксперт, так как хорошие специалисты знают друг друга в лицо, знают и любят свое дело, встречаются на семинарах, обсуждают новые тенденции, и методики - настоящие фанаты своего дела! И в этом новом времени, у каждого есть свой выбор, начинать жить здесь и сейчас, или ждать когда государство решит все наши проблемы.

Есть профессии, о которых мы много наслышаны: юрист, дизайнер или программист. А есть не менее интересные и важные, но не такие «раскрученные». Дабы расширить представление наших читателей о существующих профессиях, «Абитуриент» предлагает интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой. Наша беседа – о специалистах по адаптивной физической культуре.

– Михаил Дмитриевич, что такое физкультура, мы знаем. А что такое адаптивная физическая культура?
– Адаптивная физическая культура, или, сокращенно, АФК – это физкультура для людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), также для тех, у кого есть серьезные отклонения в состоянии здоровья, например, больное сердце, плохое зрение, слабый слух – и, наконец, для людей, которые просто недостаточно физически развиты. Например, человек с детства много сидит за компьютером, грудная клетка у него сдавлена, поэтому имеет недостаточный объем, мышцы слабые, осанка нарушена. Он вроде бы здоров, но на уроке физкультуры не может пробежать дистанцию наравне с другими. Вот его надо сначала подвести, так сказать, к «базовому» уровню.
Что касается инвалидов, то тут надо иметь в виду, что речь идет о совершенно разных видах патологии. Сюда относятся ампутанты (не имеющие рук или ног), слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, люди с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), с нарушением интеллектуального развития и т. д.
При этом внутри одного диагноза тоже возможны большие различия. Скажем, у ампутантов конечность может отсутствовать полностью или частично; при одних формах ДЦП люди не ходят, но свободно владеют руками, могут играть в мяч – значит, могут участвовать в подвижных играх и в соревнованиях, а при других формах – они лишены этой возможности; умственно отсталые, скажем, физически здоровы, но они очень плохо запоминают, поэтому на усвоение навыков бега, например, у них может уйти больше времени, чем у незрячих. В работе с детьми, страдающими таким недугом, очень важно знать, например, что театрализованные уроки более эффективны, а при проведении соревнований для таких детей нужно, чтобы все они получали награды.

Специалист по АФК в своей работе опирается на заключения врачей, психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов, использует апробированные методики – и в то же время применяет индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Но при этом абсолютно для всех важно основательно развивать мелкую моторику рук, потому что это поможет людям освоить работу на компьютере, освоить навыки письма, шитья, бытовые навыки.

– Таким образом, специалист по АФК – это учитель физкультуры для людей с дефектами здоровья?
– Вы знаете, в популярной литературе и в произведениях в жанре фэнтези довольно часто встречается понятие «параллельный мир». Это либо тонкий мир, существующий одновременно с нами, но не видимый нами, либо мир, в котором живем те же мы, но судьбы наши складываются по-другому. У меня такое ощущение, что люди, о которых мы сейчас говорим, живут словно бы в таком параллельном мире, и зрячий человек не может до конца прочувствовать, как живется слепому. Он может закрыть глаза и постараться представить себе, как это; но каково это – постоянно жить в темноте, он понять не в состоянии. Но вот он вернулся из Афгана, он ослеп – и он сразу всё понял и всё ощутил.
И вот мне кажется, что специалист по АФК – это человек, которому не обязательно нужно пройти Афган, чтобы понять, как живется «на том берегу реки», это человек, который строит мосты и соединяет оба берега в единый город. Ведь зачастую больные и инвалиды оказываются изолированными от обычной жизни общества, порою это вообще существование в четырех стенах. Задачей же специалиста по АФК является, как в йоге, улучшение душевного состояния человека и воспитание у него потребности в саморазвитии и параллельно с этим повышение уровня его физических способностей.

Одновременно с этим специалист по АФК обязан быть очень хорошо образованным, особенно в своей области.
Впрочем, те, чья работа связана с непосредственным общением с людьми, – учителя, тренеры, режиссеры – должны быть хорошими психологами. А уж профессия, о которой мы здесь говорим, учитывая особенности контингента, вдвойне предполагает в человеке не только наличие прирожденных качеств психолога, но и владение научными психологическими методами, с помощью которых он может грамотно воздействовать на личность занимающегося. Например, в группу, где занимаются тотально слепые или слабовидящие, обычный преподаватель войдет, поздоровается и, может быть, представится. А специалист по АФК подойдет к каждому, представится первым, спросит, как того зовут, и поздоровается за руку. Через этот тактильный контакт ученик лучше почувствует, воспримет своего наставника. В дальнейшем это упростит их взаимодействие.

Специалист по АФК должен быть хорошим тренером, а значит – педагогом, то есть он должен правильно обучать своего подопечного. Таким образом, здесь требуется отличное знание не только методики физкультурной и спортивной подготовки, но и дидактических принципов применения этих методик. Неправильно подобранная нагрузка может навредить здоровью и привести к весьма нежелательным последствиям. Например, инвалиды по слуху обучаться плаванию могут, но прыгать в воду с тумбы вниз головой им разрешать нельзя, потому что вода оказывает сильное давление на барабанные перепонки и это может навредить обучаемому.

Специалист по АФК не врач, но понятно, что его деятельность напрямую связана с медициной. Если уж в большом спорте достижение наивысшего результата во многом обусловлено наработками в области спортивной медицины, то специалист по АФК тем более должен отлично разбираться в особенностях того или иного недуга, От него зависит, какой характер нагрузки следует выбрать в конкретном случае и как правильно ее дозировать. Например, «сердечник», выполняя упражнение «насос» (наклоны в стороны с попеременным подтягиванием рук вдоль туловища), сделает его 6–8 раз, а при заболеваниях органов дыхания рекомендуется большее число наклонов, причем с удлиненным выдохом и произнесением на выдохе гласных и согласных звуков.
Вся работа специалиста должна быть направлена на коррекцию, исправление, улучшение морального и физического состояния больного, на повышение его психологической и физической работоспособности, а значит, должна способствовать лучшей адаптации, приспособленности к жизни в реальном, а не в «параллельном» мире.

– Скажите, должен ли тренер жалеть своего подопечного, уступать ему, идти у него на поводу?
– Жалеть в каком смысле? В смысле, подперев кулаком подбородок, вздыхать жалостливо, конечно, нет. А учитывать особенности, стараться понять причину той или иной реакции, разумеется, да. Тренеру нужно иметь большое терпение, быть очень тактичным, он должен обладать большой силой внушения, иногда даже создавать ситуацию искусственного успеха, чтобы подбодрить занимающегося – и, может быть, самое главное: он должен уважать своего ученика. Я вот лично жалею алкоголиков, наркоманов, потому что они страдают самым страшным недугом – потерей личности. А у моих учеников в смысле силы духа самому можно многому поучиться.
Кстати, показательный пример социализации инвалида – Юрий Вересков. О его жизни говорили и писали много. Я был с ним лично знаком. Он передвигался тогда с костылем. Ногу Юрий потерял еще в детстве, но не впал в уныние, а наоборот, начал интенсивно заниматься физическими упражнениями, причем сначала научился ездить на двухколесном велосипеде, крутя педаль одной ногой. Впоследствии стал тренером и активным спортсменом-параолимпийцем.

Тогда еще и понятия АФК не существовало, но были люди, которые обладали знаниями и желанием помочь. Это было начало. А сегодня успехи наших параолимпийцев в мире доказывают, что своевременный их приход в адаптивную физкультуру и адаптивный спорт позволили им не только значительно укрепить здоровье, развить физические качества, но также раскрыть их спортивные таланты, добиться высоких результатов, а главное – убедительно доказать себе и остальным, что человек всегда способен на большее.

Известны многие другие примеры, когда инвалиды с детства, страдающие ДЦП и прочими недугами, становятся учеными, преподавателями, специалистами в разных областях.

Таким образом, возможности адаптивной физкультуры весьма широки, но при условии, что процесс адаптации находится под руководством и контролем квалифицированных и профессионально подготовленных специалистов.

– А где и как можно получить такую профессию?
– В институтах физической культуры на соответствующих факультетах, в некоторых педагогических вузах, в медицинских университетах. Выпускникам средней школы учиться и при очной, и при заочной формах обучения 4 года, а после окончания медицинского или спортивно-педагогического колледжа – 3 года.
Спектр дисциплин подготовки очень широкий. Это вызвано необходимостью, как говорилось выше, разбираться в самых разнообразных вопросах: от методов лечебного массажа до медицинской экспертизы трудоспособности; от тонкостей психологического консультирования до техники безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Есть общепрофессиональные дисциплины: теория и методика физической культуры, теория и организация адаптивной физической культуры, психология развития, базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, анатомия, физиология, биомеханика, общая патология. И это далеко не всё. Есть также основные дисциплины для этой специальности: частная патология, психология болезни и инвалидности, возрастная психопатология, физическая реабилитация, массаж, специальная педагогика, адаптивное физическое воспитание, частные методики АФК и многое другое. И, конечно, есть циклы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин.

– На что нужно обратить внимание абитуриенту при выборе данной специальности?
– Профессию эту могут выбирать те девушки и ребята, кто связан с физической культурой и спортом. Я не имею в виду обязательное наличие у них высоких спортивных званий. Я считаю, что дорога в эту профессию открыта тем, кто любит физкультуру и верит в нее как в живительный источник здоровья, воспитания личности и самоутверждения в нашем непростом мире.
Нужно хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку, хорошо знать биологию и обществознание и иметь хорошую физическую форму, поскольку вузы могут проводить тестирование физической подготовленности будущих студентов – например, бег на 1000 и 100 м, прыжок с места, подъем туловища из положения лежа, наклон вперед из положения седа, подтягивание на высокой перекладине для юношей и на низкой для девушек.

– Чтобы быть объективными, давайте поговорим и о сложностях данной профессии...
– Направление наше в России сравнительно молодое, так что на пути этой профессии объективно возникают и трудности, которые необходимо преодолевать. В частности, пока еще далеко не все руководители образовательных учреждений осознают значимость и необходимость АФК. Поясню: иногда выпускники вуза, обращаясь по вопросам трудоустройства в школу, сталкиваются с тем, что ставки для учителей физкультуры есть, больных учащихся немало, но нет четко прописанных положений о том, кто же такой специалист по АФК в школе.

– Михаил Дмитриевич, насколько эти сложности непреодолимы и чего в этой профессии больше: плюсов или минусов?
– Поскольку назрела объективная необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров по адаптивной и лечебной физической культуре, вопросы регулирования правового положения, трудоустройства, финансирования, я убежден, будут решены. А сегодня уже можно с большой долей уверенности утверждать, что избранный курс подготовки специалистов приносит свои плоды. Иначе, наверное, не может быть, потому что студенты, например, нашего вуза по специальности АФК достаточно успешно проходят серьезную организационно-педагогическую практику на базе ведущих центров реабилитации и коррекционных учреждений разного типа. Там им удается совместить полученные теоретические знания с освоением практических умений и навыков будущей профессии. Наиболее отличившиеся в ходе проведения практики студенты нередко получают возможность трудоустроиться в этих же учреждениях.

– А где вообще работают специалисты по АФК?
– Как устроиться на работу? Можно обратиться в органы здравоохранения или образования, куда поступают запросы на специалистов данного профиля, можно получить информацию через Интернет или в тех учебных заведениях, которые заканчивали. В общем, обычным путем.
Такие специалисты нужны во всех образовательных учреждениях, где есть учащиеся, отнесенные к спецмедгруппе. Они нужны в специальных образовательных учреждениях – речь, прежде всего, идет о школах-интернатах для детей с дефектами развития, о детских домах-интернатах, о психоневрологических диспансерах, о классах коррекции и о коррекционных детских садах. Существуют и детско-юношеские спортивные школы для людей с отклонениями здоровья, федерации, клубы. А кроме того, специалист по АФК найдет себе работу в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха.

Вообще он может работать преподавателем, тренером, методистом. Может вести научно-исследовательскую работу, быть консультантом. А еще может работать и в органах управления физической культурой и спортом – федерального, республиканского или регионального уровней.
Среди наших выпускников есть сотрудники известных фитнес-центров, физкультурно-спортивных клубов, клиник и госпиталей, преподаватели лицеев и гимназий, инструкторы ЛФК, спортивные менеджеры. Многие из них занимаются частной практикой, владея в совершенстве техникой разных видов массажа.
И вообще, возможность применить себя у специалиста по АФК большая. Почему? Потому что в современных условиях многие ослабленные и больные люди хотят наравне со здоровыми сверстниками играть в футбол и баскетбол, заниматься тяжелой атлетикой и гольфом, плавать, ходить в длительные туристические походы. Обо всем об этом еще недавно не приходилось многим и слышать. Но сегодня люди с ограниченными возможностями занимаются освоением компьютерной техники, приобретают интересные профессии и ремесла, желают быть гражданами, полезными для общества.