Проективный метод

(от лат. projectio - выбрасывание вперед) - один из методов исследования личности . Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк. П. м. характеризуется созданием экспериментальной ситуации , допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами ), среди к-рых различают: ассоциативные (например, Роршаха , тест Хольцмана, в к-рых испытуемые создают образы по стимулам - пятнам; тест завершения неоконченных предложений); интерпретационные (например, тематический апперцепционный текст, в к-ром требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине); экспрессивные (психодрамма , тест рисунка человека , тест рисунка несуществующего животного) и др. Проективные методики обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое "проективный метод" в других словарях:

    ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД - (от лат. proectio бросание вперед...) один из методов психодиагностики личности (изучение личностных качеств человека). Наиболее существенным признаком П. м. является использование в нем неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных)… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Экспериментальное выявление проекций и последующая их интерпретация. Проективные методики используются для исследования личности … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД - (от лат. projectio выбрасывание вперед) один из методов исследования личности. Характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми … Судебная патопсихология (термины книги)

    Один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Характерен созданием экспериментальной ситуации,… …

    ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК - Один из методов групповой психотерапии. Ряд авторов не выделяют П. р. в самостоятельный метод, а включают в комплекс, обозначаемый как «проективная арттерапия» (предполагает использование не только рисунка, но и лепки, моделирования и… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Праксиметрический метод - психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д. Другие названия Праксиметрический метод известен также … Википедия

    - (тест прожективный) совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции; тесты, служащие для определения личностных особенностей посредством фиксации реакций на неопределенные и… … Большая психологическая энциклопедия - Праксиметрический метод психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д. Другие названия… … Википедия

Количество существующих проективных методик достаточно велико и до сих пор продолжает расти. Эти тесты являются удобным и эффективным диагностическим инструментом для исследования внутреннего мира человека. Проективные методики - это специальные техники экспериментально-клинического исследования личностных особенностей, недоступных опросу или наблюдению.

Классификация тестов

Впервые термин «проективные» был использован в 1939 г. Л. Френком при объединении ряда методик по ряду формальных признаков. Классификация тестов, предложенная Френком, используется в психологии и по сей день.

Все проективные методики исследования личности относят к следующим группам:

  1. Методики интерпретации (фрустрационный тест Розенцвейга, ТАТ, тест Сонди).
  2. Методики структурирования («Чернильные пятна» Роршаха).
  3. Методики дополнения (неоконченные рассказы и предложения, ассоциативный тест Юнга).
  4. Методики конструирования (тест мира, MAPS).
  5. Методики катарсиса (проективная игра, психодрамма).
  6. Методики, изучающие продукты творчества (рисунок дерева К. Коха, рисунок человека Гуденау, Маховер, рисунок дома).
  7. Методики изучения экспрессии (миокинетический тест Мира-и-Лопеца, анализ почерка и др.).

Особенности проективных тестов

Проективные методики имеют ряд характерных особенностей. Во-первых, одной из основных черт всех методик данного вида является неопределенность инструкции и стимульного материала, позволяющая свободу выбора решения теста и тактики поведения. Часто инструкция расплывчата, неоднозначна и дается в очень кратком или обобщенном виде. Стимульный материал выступает своего рода «экраном», на который должны проецироваться личностные потребности, мыслительные процессы, внутренние конфликты и прочие психологические составляющие. Все вопросы, изображения, тексты, используемые в проективных тестах, небезразличны любому испытуемому, так как взывают к прошлому опыту и имеют для него особый личностный смысл. Обычно стимульный материал ассоциируется пациентом с аффектогенными ситуациями. Неопределенность инструкций позволяет увидеть истинный способ реагирования человека, не детерминированный конвенциональными нормативами. Проективное исследование позволяет раскрыть систему ценностей и мотивов испытуемого, увидеть его индивидуально значимые переживания. Выполнение любых проективных тестов происходит в доброжелательной атмосфере, в условиях безоценочного отношения экспериментатора к испытуемому. Такой подход позволяет увидеть глубокую проекцию личности на стимульный материал, не ограничиваемый любыми социальными оценками. Также все проективные методики в психологии измеряют не отдельные психические функции инд

ивида, а личность в ее взаимосвязи с социальным окружением.

Для чего нужны такие тесты

Проективные тесты могут измерять эмоциональные, мотивационные, интеллектуальные аспекты личности, а также ее социальные установки и взаимоотношения с другими людьми. Часто проективные методики используются для раскрытия неосознаваемых, скрытых мотивов и потребностей человека. Они позволяют получить богатый диагностический материал, что выгодно отличает их от других инструментов психологического исследования.

Метод проективный

Один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Характерен созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии испытуемыми. За каждой интерпретацией вырисовывается уникальная система смыслов личностных и особенностей стиля когнитивного субъекта.

Метод обеспечивается совокупностью методик проективных (называемых также тестами проективными), среди коих различают:

1 ) ассоциативные - например, тест пятен Роршаха и тест Хольцмана, где испытуемые создают образы по стимулам - пятнам; тест завершения предложений неоконченных);

2 ) интерпретационные - например, тест апперцепционный тематический, где требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине;

3 ) экспрессивные - психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка животного несуществующего, и пр.

Метод проективный направлен на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации и потому есть едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в особенно интимную область психики.

В свете концепции смысла личностного видно, что в основе действенности этих методов лежит факт пристрастности отражения психического, в частности - человеческого сознания. Поэтому, описывая неоднозначные изображения или выполняя нестрого определенные действия, человек невольно выражает себя, «проецируя» какие-то свои значимые переживания и тем самым свои личностные особенности.

Но следует уточнить, какие именно особенности личности и ее внутреннего мира выражаются в ситуации эксперимента проективного и почему именно эта ситуация способствует проявлению этих особенностей. Всякие препятствующие обстоятельства прерывают действие, пока не будут преодолены или пока субъект не откажется от завершения действия; при этом действие оказывается незавершенным либо в своем внешнем плане, либо во внутреннем - поскольку еще не принято решение, преодолеть ли препятствие или отказаться от действия. Согласно исследованиям, незавершенные действия и сопутствующие им обстоятельства непроизвольно запоминаются лучше завершенных; к тому же формируются тенденция к завершению этих действий, а если прямое завершение невозможно, совершаются какие-то замещающие действия.

Ситуация эксперимента проективного как раз предлагает условия замещающего действия: при добросовестном отношении к выполнению теста субъект непроизвольно обращается к своему опыту, а там «ближе всего» хранятся прерванные действия и соответственные им ситуации. И человек, даже иногда осознанно, пытается завершить прерванное действие, что, однако, возможно лишь в символическом плане. «Возврат» к прерванному действию происходит, даже когда оно состояло в сокрытии смысла, в искажении значения обстоятельств согласно своим интересам. При этом символическом завершении действия человек применяет особенно присущие ему решения, составляющие его индивидуальный стиль.

Отсюда понятны требования к проективным стимулам: степень их определенности или неопределенности задается их применимостью для тех или иных замещающих действий, сопряженных с преградными смыслами разной степени конкретности. Так, таблицы теста апперцептивного тематического соответствуют смыслам, связанным с препятствиями, кои могут быть как-то опредмеченными. Таблицы теста пятен Роршаха соответствуют смыслам препятствий обобщенного, недостаточно предметного характера, природа коих может лежать в самых общих особенностях индивидуального стиля человека - в особенностях функционирования его сознания и пр. Эти особенности менее всего доступны осознанию, ибо осознание того, о чем думаешь, куда проще и доступнее осознания того, как думаешь.

Возможны иные обоснования метода проективного, в рамках иных теорий и концепций. Подобные рассмотрения приводят и к пониманию некоих принципиальных трудностей. Так, принципиально затруднителен переход от особенностей, проявляемых при выполнении тестов, к таким образованиям личности, как мотивы, отношения, установки, конфликты, защиты и пр. Пока не поддаются выявлению содержательно смыслы личностные и место их в структуре личности.

С позиций психоанализа, объект методов проективных - глубоко конфликтная дезадаптированная личность. Поэтому методы, используемые в системе психоанализа, имеют такие отличительные особенности:

1 ) направленность на диагностику причин дезадаптации - бессознательных лечений, конфликтов и способов их разрешения - механизмов защитных;

2 ) трактовка всего поведения как проявления динамики бессознательных влечений;

3 ) предпосылка любого проективного исследования - неопределенность условий тестовых - интерпретируется как снятие давления реальности, в отсутствие коего, как предполагается, личность проявит внутренне присущие ей формы поведения.

Метод проективный в рамках концепций психологии холистической: ядро личности представляется состоящим из субъективного мира желаний, мнений, идей и прочего, а взаимоотношение личности и ее окружения социального являет собой структурирование «пространства жизненного» для создания и поддержания «мира личного». Эти отношения моделируются проективным экспериментом, и метод проективный выступает как средство познания содержания и структуры «мира яичного». На первом плане - диагностика индивидуальных особенностей личности и способов ее нормальной адаптации.

Многие психологи довольно низко оценивают метод проективный как психометрический инструмент, в частности из-за существования проблемы надежности и валидности тестов проективных вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретаций данных.

Одна из попыток преодоления кризиса в обосновании методик проективных - отказ от понятия проекции как объяснительной категории. Пример подобного подхода - концепция искажения апперцептивного.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "метод проективный" в других словарях:

    - (от лат. projectio выбрасывание вперед) один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк. П. м.… …

    ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД - (от лат. proectio бросание вперед...) один из методов психодиагностики личности (изучение личностных качеств человека). Наиболее существенным признаком П. м. является использование в нем неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных)… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК - Один из методов групповой психотерапии. Ряд авторов не выделяют П. р. в самостоятельный метод, а включают в комплекс, обозначаемый как «проективная арттерапия» (предполагает использование не только рисунка, но и лепки, моделирования и… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Экспериментальное выявление проекций и последующая их интерпретация. Проективные методики используются для исследования личности … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД - (от лат. projectio выбрасывание вперед) один из методов исследования личности. Характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми … Судебная патопсихология (термины книги) - совокупность способов И приемов изучения психологических проявлений личности. По форме и условиям проведения различаются методы: 1) экспериментальные и неэкспериментальные; 2) лабораторные и клинические; 3) прямые и косвенные; 4)… … Большая психологическая энциклопедия

    Праксиметрические методы - Праксиметрический метод психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д. Другие названия… … Википедия

    Обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности; позволяют, опосредованно моделируя некие жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в виде различных установок, такие… … Большая психологическая энциклопедия

Диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, безличным материалом, который, в силу его известной неопределенности, слабоструктурированности, становится объектом проекции.

Особенность проективного подхода в том, что это специальная техника клинического исследования тех особенностей личности, которые недоступны посредством наблюдения или опроса.

Термин «проективные » впервые введен Лоуренсом Френком в 1939 г.

Специфические особенности проективных методик:

    Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов.

    В них используются неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, которые выполняют роль своеобразного экрана, на который обследуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния.

    В проективных методах имеет место глобальность подхода к оценке личности, к проявлению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон.

Кроме того, помимо вышеперечисленного, можно назвать еще и специфическую атмосферу – атмосферу доброжелательности, полное отсутствие оценочных суждений со стороны психолога, которые должны сопровождать процедуру обследования.

Психолог в проективном обследовании должен быть понимающим собеседником. Благодаря такому поведению психолога создается такая ситуация, в которой происходит освобождение от проблемы (эффект катарсиса).

Проективные методы относятся к клинической диагностике обладают теми же особенностями, что и клиническая диагностика.

основной недостаток: отсутствие стандартизации → субъективность.

Проективные методики: объемные, сложные для интерпретации.

Для работы с проективными методиками необходимо специальное обучение.

!! Притом, умение работать с проективными методиками – не в целом, а с определенной.

Характеристики проективных методик:

Группы методик (по задаче, которая ставится перед клиентом (действие, которое необходимо совершить)):

1. Методики структурирования – оформить стимул, придать ему смысл.

Пр.1: Тест чернильных пятен Роршарха.

10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями.

Таблицы предъявляются в стандартном положении;

Задача клиента – оформить эти стимулы;

Все высказывания клиента записываются дословно, фиксируется время описания/ высказывания, поведение клиента;

1-локализация – выбор для ответа всего изображения или отдельных деталей (или ихmix);

2-детерминанты – позволяют оценить характеристики предложенного материала: цвет, форма (что является важнее, что выбирает для описания).

3-форма – насколько адекватно форма изображения представлена в ответах обследуемого;

5-оригинальность или популярность ответа (оригинальные – ответы, которые встречаются менее, чем в 30% случаев).

С помощью теста можно получить данные о…

а) типе темперамента – общая направленность личности как соотношение между интроверсией и экстраверсией.

б) представление о том, насколько реалистично представление;

в) представление о тревожности, беспокойстве и т.д., которое может тормозить развитие личности.

Большое значение имеет опыт психолога.

Пр.2: Неструктурированные картинки Кеттелла .

(Для изучения уровня экстраверсии – интроверсии).

Картинки с разными значками.

Предъявляется в течение определенного отрезка времени.

Задача – найти как можно больше образов.

Показатель – количество образов (образы, которые повторяются из картинки в картинку, считаются за один).

2. Методики конструирования – требуется создать целое из отдельно оформленных деталей.

Пр.1: Тест мира .

Первый вариант был создан в 1939 г.

Стимульный материал: 232 модели предметов, которые распределены в разных пропорциях по 15 категориям: различные строения, транспорт, люди, по половому признаку, разные категории проф. принадлежности и т.д.

Модели – небольшие по величине, изготовлены из дерева или металла, имеют яркую окраску.

Задача – обследуемый из этих моделей должен составить мир, в котором он должен жить.

Фиксируются предметы, которые выбираются первыми, количество предметов определенной категории (что преобладает – либо люди, либо материальные предметы), оценивается пространство, которое занимает вся конструкция, особенности поведения.

Основные подходы к конструированию мира:

Практический;

Логический;

Социальны;

Эстетический.

Возраст не ограничен.

3. Методики интерпретации – от обследуемого требуется истолковать какое-либо событие, какую-либо ситуацию.

Пр: ТАТ (тематической апперцепции тест) .

Стимульный материал: набор из 31 таблицы. На них изображены 30 черно-белых картинок и 1 пустая таблица (чтобы обследуемый мог вообразить какую-либо картину на ней).

На каждой картине изображена неоднозначная ситуация.

Рассказ дословно записывается и интерпретируется.

В процессе обработки определяются основные характеристики:

Чувства;

Желания (по Мюррею – потребности);

Анализируются силы, идущие от героя и идущие извне (от среды).

Их сравнительная оценка образует тему, и поэтому он называется «тематической апперцепции тест».

Исследует потребности человека.

В окончательном варианте можно получить информацию об основных потребностях, стремлениях, конфликтах, которые возникают во взаимодействии с людьми и т.д.

Существует еще детский вариант ТАТ – картинки, на которых изображены животные, но они помещены в человеческие ситуации.

Основная проблема:

– субъективность,

– сложно интерпретировать результаты.

4. Методики катарсиса – требуют осуществления игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пр: Психодрама .

Предложена Мореном в 1946 г.

Осуществляется в виде театральной импровизации, в которой обследуемый играет роль себя, либо воображаемого лица.

Воображаемые ситуации зависят от проблем клиента.

Проигрывая ситуацию, обследуемый проживает ее еще раз и в определенной мере освобождается от нее.

5. Методики изучения экспрессии – обследуемому дается задание нарисовать что-либо (либо на свободную, либо на конкретную тему).

Позволяет выявить отношение человека к изображаемому.

Пр: «Рисунок семьи» .

В качестве показателей отношения – изображение или неизображение членов семьи (если кто-то не изображен – означает отрицательное отношение).

6. Методики импрессивные – предполагают выражение предпочтения одних стимулов перед другими.

Пр: Тест Люшера (1948 г.).

Стимульный материал: 75 квадратов – 25 цветов и оттенков.

Обычно используется сокращенный вариант из 8 цветовых квадратов.

Основные цвета: синий, зеленый, красный, желтый.

Дополнительные цвета: фиолетовый, коричневый, черный, серый.

Перед обследуемым карточки располагаются в хаотичном порядке, и из набора предлагается выбрать один наиболее приятный цвет. Выбранный квадрат переворачивается, и снова выбирается цвет.

1 и 2 позиции – явно предпочитаемые;

3, 4 – предпочитаемые;

5, 6 – нейтральные;

7, 8 – вызывающие антипатию, негативное отношение.

Каждому цвету присуще определенное значение.

Каждая позиция имеет определенное значение:

1 – средство для достижения цели.

3,4 – истинное положение вещей.

5,6 – незадействованные резервы личности.

7,8 – наличие подавленной потребности.

7. Методики дополнения (аддитивные) – требуют завершения предложения, рассказа или истории.

Пр: Неоконченные предложения – изучение различных особенностей человека.

Ассоциативный эксперимент Юнга .

Розенцвейг – изучение фрустрационной толерантности.

А также особенности интеллекта. Чертами, которые отличают их от стандартизованных способов психологического исследования, являются следующие.

Во-первых, речь идет об особенностях предлагаемого респонденту стимульного материала. Его отличает малоструктурированность, неопределенность и неоднозначность. Только в этом случае сможет "заработать" и реализоваться принцип проекции. Когда респондент начинает взаимодействовать со стимульным материалом, то происходит его структурирование. Но в этом процессе личность начинает проецировать особенности своего психического мира: тревоги, конфликты, потребности, и прочее. Поэтому проективные методики являются очень удобными в использовании.

Во-вторых, перед респондентом ставится особая задача, которая относительно неструктурированна. Она допускает огромное количество разнообразных ответов. Получается, что исследование, которое проводится при помощи проективных методик, является замаскированным. Респондент не сможет догадаться о том, что в его ответах станет предметом для интерпретации экспериментаторов. Именно поэтому проективные методики в психологии в минимальной степени подвергаются фальсификации, нежели те опросники, которые построены на сведениях о личности.

В-третьих, проективные методики отличаются особенностями в обработке и интерпретации полученных результатов. Они не являются стандартизированными, поскольку в большинстве из них отсутствует математический аппарат для того, чтобы получить объективную обработку полученных результатов. Проективные личности не содержат никаких норм. В их основе лежит качественный, а не количественный подход. Поэтому до сих пор не были разработаны оптимальные методы их проверки, насколько они надежны и валидны. Поэтому для получения максимально точных данных, рекомендуется соотнести полученные результаты с данными, которые имеются от использования иных, более надежных методов.

Проективные методики классифицируют по разным основаниям. Наиболее полной является следующая:

  • Методики дополнения, когда в роли стимульного материала выступает набор из слов-стимулов. Респондент же должен называть те слова, которые будут "приходить на ум" в связи с тем словом, которое было услышано. Например, ассоциативный тест, созданный К.Г. Юнгом, Помимо этого большую популярность имеют те методики, на которые нужно дать четкое количество вариантов ответа. Например, тест "Кто Я?".
  • Методики интерпретации, когда в качестве стимульного материала выступает комплект картинок и фотографий. В этом случае от респондента потребуется составить целый рассказ (САТ, ТАТ), опираясь на предложенные картинки, либо же ответить на те вопросы, которые предложены в ситуациях на них, либо же нужно отобрать приятные и неприятные фото-картинки. Например, тест выявления фрустрации Розенцвейга, методика Жиля или тест Сонди.
  • Методики структурирования, когда анализируются возникшие после просмотра стимульного материала, который малоструктурирован. Например, толкование форм Роршаха.
  • Методики изучения экспрессии, которое осуществляется на основе или особенностей в речевом поведении.
  • Анализ продуктов творчества человека, когда предметом интерпретации становится рисунок, созданный респондентом на основании задания. Например, "Два домика", "Пиктограмма", " Автопортрет" и так далее.

Проективные методики обычно - это дополнительный