Начну с самого древнего М-72, прародителем которого является BMW-R71.

Мотоцикл начали выпускать в 1941г прежде всего для мотоциклетных частей Красной Армии. В качестве силового агрегата был установлен 22-ух сильный оппозитный двигатель объемом 746 кубиков. В результате последующих модификаций мощность увеличилась до 27 л/с. Масса мотоцикла составляет около 220кг, а максимальная скорость 105 км/ч. Вот с чего начался Урал! Хотелось бы отметить, что по сей день эта модель мотоцикла выпускается в Китае под названием «Чжанг-Сянг» и даже идут на экспорт.

Следующей остановкой в истории стал M-52. Эта модель была сделана уже как дорожный мотоцикл и была предназначена скорее для скоростной езды по асфальту, чем для передвижения по бездорожью. Урал М-52 был оснащен четырехтактным двухцилиндровым двигателем объемом 500 куб. см и мощностью 24 л.с, что давало возможность развивать скорость 110 км/час. На сегодняшний день его считают один из редчайших советских серийных мотоциклов.

Учитывая тот момент, что сохранялся спрос на модели с внедорожными характеристиками, родилась новая модель M-61 (1960-1961 годы выпуска). Урал M-61 был выполнен на той же ходовой части, что М-72 и М-52, но эта модель с двигателем объемом 650 куб. см и мощностью 28 л.с. уже больше подходила для езды по сельским дорогам. Выпускалась эта модель с 1957 по 1963год.

Рождение М-62 относится к 1961-1965 годам. Новая модель Урала была значительно модернизирована, в ней появилось автоматическое опережение зажигания, благодаря которому мощность двигателя увеличилась на 2 л. с. и составила 28 л.с, новая коробка передач и увеличенные хода подвески.
Масса мотоцикла составляет 320кг, а максимальная скорость так осталась около 100км/ч.

Первый Урал М-63 сошел с конвейера в 1964 году и стал первой моделью с маятниковой подвеской заднего колеса. Так же к новинкам этой модели можно отнести гидравлические амортизаторы и новые глушители. Закончилось производство этой модели в 1971 году.

В 71-ом году на смену М-63 пришла новая модель М-66 (такое чувство как будто о девушках моделях пишу (:). Так вот, М-66 от предыдущих отличалась «ап-грейдом» двигателя, что увеличило его мощность до 32 л.с. А именно был добавлен масляный фильтр, соответственно подверглась изменению и передняя крышка двигателя. Как и всему в этом мире, производству М-66 в 1973 году пришёл конец.

«Урал» М-67 (1973-1976 г) и «Урал» М-67-36 (1976-1983 г) на внешний вид особо не отличались. Отличием М-67 от предыдущей модели был применённый впервые 12-вольтовый генератор. А на модели М-67-36 конструкторы снова потрудились над двигателем и выжали из него 36 л.с. Этих недостающих коней они нашли в измененные головки цилиндра (изменились углы хода и диаметр тарелок клапанов, а соответственно и коромысла клапанов).

Следующей моделью стал «Урал» ИМЗ-8.103-30 (1983-1986 г). Как видно с фото, на новой модели мотоцикла была установлена система выпуска с одним глушителем. Так же изменения коснулись и задней подвески, она стала рычажная на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по высоте.

Эту часть назову «Наши дни» , т.к. следующие мотоциклы выпускаются и по сей день.

«Урал» ИМЗ-8.103-40 Турист модель впервые оснащена рычажной передней вилкой. В последние годы инженеры Ирбитского мотоциклетного завода постоянно совершенствуют эту модель, и добиваются при этом очень неплохих результатов. Прежде всего, следует сказать о том, что последние модели «Туриста» оснащены новыми четырехтактными двухцилиндровыми двигателями, мощность которых составляет 45 л.с., а рабочий объем – 750 куб.см. Это позволяет обновленному мотоциклу разгоняться на трассе до скорости 120 км/ч.

«Урал» ИМЗ-8.123 Соло - одиночка на базе ИМЗ-8.103-10.Модель укомплектована четырехступенчатой коробкой передач с задним ходом, передней телескопической и задней маятниковой подвеской, электростартером, передними дисковыми гидравлическими тормозами, задними барабанными тормозами и дугами безопасности. Последние модификации мотоцикла Урал «Соло» оснащены тем же двигателем что и «Турист», который выдаёт максимальную скорость около 130 км/час.

«Урал» ИМЗ-8.1037 GEAR-UP представляет собой военизированную модель современного дорожного мотоцикла, производство которой началось с 2005 года. За основу был взят всё тот же «Турист». У него два ведущих колеса с бездифференциальной передачей значительно улучшающей езду мотоцикла по бездорожью и оборудование для установки различного вооружения.

«Урал» ИМЗ-8.1238 Волк по праву можно считать уникальным детищем отечественной мотопромышленности. И это неудивительно, ведь Урал Волк – это первый полноценный российский чоппер. Его серийное производство было начато Ирбитским мотозаводом в 1999 году, и с тех пор эта модель пользуется немалым успехом не только среди отечественных покупателей, но также и за рубежом. Интересным также является тот факт, что концепция этого первого российского чоппера была разработана заводскими инженерами совместно с представителями известного российского байкерского клуба – «Ночные волки».Главная особенность этой модели – это его очень длинная база 1690 мм. Из прочих значимых технических особенностей он отличается весьма мощным двигателем – его объем равняется 745 кубическим сантиметрам, а производительность – 40-ка лошадиным силам. Двигатель обеспечивает достойную максимальную скорость мотоцикла, при подходящих условиях он может разогнаться до 150 км\ч, а разгон до 100 км\ч происходит за 10 секунд.

«Урал» ИМЗ-8.1036 Ретро в результате всех модернизаций мотоцикл не только стал одним из самых стильных мотоциклов модельной линейки, но и прошел сертификацию для рынка Европы и Америки. Мотоцикл с коляской Урал «Ретро» оснащен оппозитным четырехтактным двухцилиндровым двигателем объемом 750 куб. см и мощностью 45 л.с.Максимальная скорость 120км/ч. Урал с коляской невероятно популярны за рубежом, особенно в США, поэтому с рынком сбыта у Ирбитского завода сегодня нет проблем. В 2001-м году завод выпустил модификацию Урал «Ретро» без коляски, а два года назад для демонстрации в автомобильном музее Haynes International Motor Museum в Англии была разработана уникальная модель мотоцикла Урал «Ретро» с правым рулем. Кстати сказать, праворульная версия пришлась по душе и японцам, которые закупили несколько моделей. говорят сами за себя)))

В этой статье я попытался описать историю развития и модернизации мотоциклов марки «Урал» и характеристики основных серийных моделей. Если есть какие-то замечания или предложения, с удовольствием выслушаю. В планах написать такие статьи и о других монстрах отечественного мотопрома.

«Урал» единственный российский тяжёлый мотоцикл, выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе Свердловской области в городе Ирбит. В подавляющем большинстве случаев эксплуатируется с коляской. Выпускаются модели мотоцикла как с приводом на колесо коляски, так и без него. Привод колеса коляски — отключаемый, бездифференциальный. «Урал» является дальнейшим развитием мотоцикла М-72, копии немецкого BMW R71.


На предприятии по производству мотоциклов «Урал» работает чуть больше ста человек. Для сравнения в советские годы рабочих было 10 000.




Мотоцикл «Урал» во многой самый-самый и единственный в мире. Загибаем пальцы: единственный всесезонный, не боящийся мороза мотоцикл.


Единственный серийный мотоцикл с коляской.


Единственный полноприводный мотоцикл. Да такое тоже бывает. Если забрался в непролазное, можно жестко подключить колесо на коляске. В этом режиме мотоцикл может ехать только прямо, но зато вывезет из любой каши.


По трассе «Урал» спокойно идет 110 км/ч.


Станки на заводе в основном советские, но есть и новые, например эта лазерная вырезалка.


В цеху окраски работают в основном женщины. Мужики трудятся на сварке, резке и сборке. Один работяга может обслуживать по 10 станков. Работа неспешная, потому что норма — 5 мотоциклов в день. В советское время за каждым станком было по два рабочих.


Работой на заводе дорожат. 25 000 рублей в Ирбите на дороге не валяются.


В год предприятие выпускает около 1000 мотоциклов. 99% идут на экспорт. Работают по предоплате. Дилеры собирают заказы — через несколько недель, покупатель получает свой «Урал». В России их покупают богатые люди, которых накрыла ностальгия.


В России «Урал» можно купить только в трех местах. В США дилер есть почти в каждом штате, в некоторых — по два. Мотоциклы ежегодно проходят жесткое тестирование в США и Европе, чтобы соответствовать экологическим нормам и нормам безопасности.


По большому счету есть только две модели «Урала». Они отличаются только внешним видом. Одна под ретро, другая посовременнее. Конструктив весь идентичен. Зато больше 60 вариантов раскраски.


Сборка стапельная, что обеспечивает высокое качество.


Все по полочкам, коробочкам. Все четко.


Здесь собирают сцепление.


Это скоро будет мотором.


Конструкции уже много лет. Да и по большому счету современный «Урал» — это лишь глубоко модернизированная версия прототипа мотоцикла BMW 40-х годов.




Скелет обрастает кишками.



Вот они тормоза Brembo.


Даже на экспортных вариантах «Урал» пишется по-русски.



Покраска порошковая — тоже самое модная.


Для россиян такой мотоцикл обойдется в сумму около 500 000 рублей.



На специальном стенде тестируют и обкатывают каждый мотоцикл.



Завод пусть и в таком виде, но сохранили, бренд жив. А главное пользуется спросом, продиктованным не модой, а прагматикой. «Урал» — бескомпромиссный проходимец, при этом может везти груз до 150 кило (по паспорту, в реальности больше). Отличный выбор



99% продукции идёт на экспорт, в основном в США.


Шла Великая отечественная война. 20 октября 1941 года в столице вводится осадное положение, а 21 октября выходит постановление Совета по эвакуации при СНК СССР № СЭ175 о перемещении Московского мотозавода (ММЗ) в город Ирбит. Эту дату и принято считать днем рождения Ирбитского мотоциклетного завода.

Почему в Ирбит? Ведь, казалось бы, гораздо проще разместить его близ Транссибирской магистрали, нежели за 200 км в стороне от Свердловска. Ответ прост: к этому времени в Ирбите уже работал автоприцепный завод (АПЗ), относящийся также к Народному комиссариату среднего машиностроения (НКСМ). Предполагалось, что временно эвакуированный ММЗ разместится на свободных площадях АПЗ и будет пользоваться его производственной базой - кузницей, литейкой и т.д.

Но прибывшие 17 ноября 1941 года москвичи увидели, что промышленная площадка автоприцепного уже занята другими эвакуированными предприятиями. Город смотрел на них как на временных сожителей и не очень-то шел навстречу. Пример тому - конфликт городской власти и руководства ММЗ о передаче расположенного на окраине пивоваренного завода в ведение москвичей. Построенный еще в XIX веке екатеринбургскими купцами братьями Злоказовыми пивзавод успешно функционировал, хотя германские войска стояли уже под Москвой. Как же в суровое время без пива и кваса? Только вмешательство Г. М. Маленкова, в то время секретаря ЦК ВКП (б), члена Государственного комитета обороны, отвечавшего за оснащение Красной армии новой боевой техникой, разрешило конфликт в пользу мотозавода.

Несмотря на неимоверные трудности, через три с половиной месяца, 25 февраля 1942 года, из Ирбита ушел первый эшелон с мотоциклами. Мартовский приказ НКСМ № 172 узаконил строительство мотозавода в Ирбите. Так из временщика мотозавод стал полноправным ирбитчанином.

С годами рос выпуск мотоциклов, достигший к 1993 году более 130 тысяч. Завод стал градообразующим предприятием, наполняя до 70% городского бюджета. Половина трудоспособного населения города (более 10 тысяч) работали на ИМЗ. Вырос современный в то время поселок мотоциклостроителей.

К своему 70-летию завод не поддался всеобщей «китаизации», а все так же выпускает «Уралы». Сейчас в мире более 3,1 миллиона мотоциклов из Ирбита. Многие аппараты, составляющие историю ИМЗ, бережно хранятся в Ирбитском государственном музее мотоциклов.

В конце 40-х годов был создан трехколесный тягач с прицепом на основе М-72. Общая грузоподъемность «мотопоезда» - 800 кг: 200 размещалось на самом тягаче, а 600 - в прицепе; максимальная скорость -50 км/ч. Замечу, что главным средством внутризаводского транспорта долгие годы служили грузовые мотоциклы с боковым прицепом. Это были настоящие труженики, перевозившие сотни тысяч тонн. При заданной грузоподъемности в 250 кг порой они брали за один рейс до полутора тонн!

История Ирбитского мотоциклетного завода началась с легендарного М-72 - эта машина выпускалась для Советской армии до середины 50-х годов, когда Вторая мировая война уже давно закончилась. 750-кубовый нижнеклапанный оппозит мощностью 22 л.с. разгонял мотоцикл с коляской (а весила эта комбинация 385 кг) до скорости 85 км/ч. На фото - юбилейный 50-тысячный М-72 1952 года выпуска. Он несколько отличается от «семьдесят вторых» военных годов: передний щиток из проката, иное крепление пулемета и другие детали.

Опыт ведения боевых действий во время Великой отечественной войны показал, что нашу армию следовало оснащать мотоциклами повышенной проходимости с приводом на колесо коляски. Еще в военные годы завод стал заниматься этой темой, а после войны разработал на базе М-72 экспериментальный И7Г с отключаемым бездифференциальным приводом. Испытания выявили некоторые недостатки конструкции, и после доработки в 1951 году был создан усовершенствованный И7Д, в трансмиссию которого был введен дополнительный понижающий редуктор. В серийное производство эта модель не пошла, поскольку поставкой тяжелых мотоциклов для Советской армии озадачили Киевский мотозавод.

В середине 50-х годов ИМЗ получил новый военный заказ -двигатель СД-44. Он был создан на основе дефорсированного до 16 л.с. мотора М-72, получившего принудительное воздушное охлаждение, увеличенный поддон, бензонасос и специальную коробку передач. Предназначался СД-44 для артиллерийского орудия калибром 85 мм, делая его самоходным. Скорость передвижения по пересеченной местности - до 15 км/ч, по хорошей дороге - до 25 км/ч. Применялся он также - с соответствующими коробками передач - на дрезинах и микроавтомобилях.

Работу над верхнеклапанным двигателем ирбитские конструкторы начали еще в годы Великой отечественной войны. Первый опытный мотор, получивший обозначение М-75, собрали и испытали как на стенде, так и в пробеге Ирбит -Тюмень - Ирбит еще в августе 1942 года. После войны ирбитчане успешно использовали эту модель в мотоспорте. На первенстве СССР 1945 года экипаж Игоря Окунева и Алексея Антропова установил Всесоюзный рекорд на дистанции 300 км. На первых шоссейно-кольцевых гонках первенства СССР 1947 года в Таллине ирбитчане Александр Лукоянов и Николай Сачков на М-75 стали чемпионами, оставив позади себя более опытных гонщиков на иномарках. На фото - выставочный вариант дорожного М-75, собранный в конце сороковых годов. В отличие от спортивной версии, где на каждый клапан головки цилиндра приходилась отдельная крышка, на представленном варианте клапанная крышка одна - объединенная.

Постановление Совета Министров СССР от 10.01.1953 года за № 74 «О мероприятиях по развитию мотоспорта» обязало ИМЗ произвести модернизацию спортивного М-75. Завод успешно справился с заданием и уже в сентябре 1953 года на «Первенстве заводской марки» представил усовершенствованную модель М-75М для шоссейно-линейной гонки. Двигатель с сухим картером при степени сжатия 9,0:1 и прямоточных (т.е. без воздушного фильтра) карбюраторах К-95 развивал мощность 45 л.с. На дистанции 1 км с хода ирбитский экипаж Вадима Серебрякова и Бориса Волкова показал результат 157 км/ч. К сожалению, этот результат не был засчитан, так как проходил не в установленное регламентом соревнования время. Причина? Мотоцикл доставили с опозданием - подвела авиация. В итоге команда ИМЗ на "Первенстве заводской марки" 1953 года заняла второе место, уступив одно очко Коврову. Дистанцию 1 км с хода и с места пришлось штурмовать на кроссовых М-72К.

Двигатель М-75 образца 1947 года имел заводской индекс И7В. При заданной проектной мощности в 28 л.с. с него снимали от 30 до 35,7 л.с. Эти показатели получены на бензине 2-го сорта и степени сжатия 6,2:1, при использовании бензина лучшего качества мощность вырастала.

В середине 50-х годов специалисты ИМЗ совместно с серпуховским ЦКЭБ разработали верхнеклапанный 500-кубовый . В фотоархивах музея есть изображение «пятьдесят второй» с экспериментальной коляской. Обтекаемые формообразующие поверхности, вертикально расположенная «запаска» придавали машине вид гоночного аппарата. К сожалению, до серийного производства эта коляска не дошла.

В середине 50-х годов в стране оказалась свободной ниша микроавтомобилей. ИМЗ откликнулся на предложение НАМИ, уже имевшего разработки в этом направлении. В результате совместной работы появился микроавтомобиль
ИМЗ-НАМИ-А50 «Белка» с кузовом вагонной компоновки. Двигатель на базе М-72 с принудительным охлаждением располагался сзади, рулевое управление - посредине. Четырехместный автомобиль массой 640 кг имел независимую пружинную подвеску всех колес, шины 5,00-10, разгонялся до скорости 80 км/ч. Было изготовлено пять опытных образцов: два открытых для села, два с универсальным кузовом и базовая модель с кузовом «седан». Затем конструкторов переориентировали на работу над полноприводными машинами.

Машина под индексом «032» создавалась по заказу военного ведомства. Ему был необходим небольшой водоплавающий автомобиль для эвакуации раненых с поля
боя: не все же вытаскивать бойцов с помощью собак и санитарок. Верхнеклапанный двигатель с принудительным охлаждением Д-65, созданный на базе М-61, выдавал 14 л.с. при 3000 об/мин и обладал крутящим моментом 3,97 кг*м при 1700 об/мин. Этого вполне хватало для поставленной задачи. Оригинальным было рулевое управление. Рулевая колонка с шарнирным креплением и размещенными на ней элементами управления перемещалась в левую сторону, и водитель мог управлять автомобилем, двигаясь ползком по земле. В1958 году завод изготовил пять образцов и отправил их в Прибалтийский военный округ.

Созданный в начале 60-х годов «Уралец», похоже, имел полный привод, о чем говорят шины с ярко выраженными грунтозацепами. Почему «похоже»? Потому что, кроме фото этого автомобиля и воспоминаний очевидцев, больше ничего не сохранилось. Дело в том, что когда руководство страны приняло решение о постройке в Запорожье завода по выпуску микроавтомобилей под названием «Запорожец», основной состав автомобильной группы ИМЗ уехал на Украину. И, как говорят заводчане, захватил с собой техническую документацию перспективных разработок.

Первое лицо государства - Никита Хрущев - в конце 50-х годов рекомендовал руководителям автопрома сделать автомобиль для колхозников. ИМЗ уже имел опыт в автомобилестроении, и в 1958 году заводские конструкторы разработали и создали полноприводный грузопассажирский автомобиль «Огонек» с использованием узлов «Москвич-410». Уже знакомый двигатель Д-65 выдавал 20 л.с. при 4500 об/мин и разгонял автомобиль до 70 км/ч, расходуя 6-7 л бензина на 100 км.

ХРАНИТЕЛЬ «УРАЛА»

Александр Ильич Буланов - коренной ирбитчанин. Вырос в атмосфере мотоциклетной жизни. Еще в детстве он и его друзья, гоняя на велосипедах и самокатах с коляской, воображали себя знаменитыми гонщиками. Первый мотоцикл, доставшийся в 1969 году от старшего брата - «Ковровец-175», затем свой «Восход», далее работа на грузовом М-63. Первая запись в трудовой книжке: «Принят водителем мотоцикла в транспортный отдел. 17.05.1971 г.». Последняя: «Назначен на должность директора. Ирбитский государственный музей мотоциклов. 06.01.2006 г.». Из сорока лет трудового стажа только два не связаны с мотоциклами - это служба в рядах СА. 28 лет отдано Ирбитскому мотоциклетному заводу, из них 24 - отделу главного конструктора (ОГК). За это время он стал мастером спорта СССР, чемпионом России по мотокроссу на мотоциклах с коляской, два его достижения занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

С 1998 года Буланов - не только постоянный участник известных ирбитских байк-слетов «Ирбит - мотоциклетная столица России», но и один из организаторов. С того же года публикуется в «Мото».

Главным успехом в жизни считает создание единственного в России Государственного музея мотоциклов. На основе заводской коллекции в 2004 году им был создан муниципальный музей, который, благодаря уникальности технического собрания, получил статус государственного.

В ближайших планах - строительство нового здания: уже подготовлен проект, пройдена госэкспертиза и получен земельный участок в центре города

В конце 50-х годов заводские конструкторы активно вели поиск замены стального торсиона коляски и свечной подвески заднего колеса мотоцикла. На фото-М-61 с задним маятником на резиновом торсионе с гидравлическими гасителями. Торсион представляет собой полный резиновый цилиндр, отформованный вместе с металлическими элементами конструкции маятника и наружной трубой, состоящей из двух половинок. Половинки трубы образуют два противоположных паза для шпонок, фиксирующих торсион от проворачивания. Стендовые и дорожные испытания показали, что резиновый торсион коляски разрушался, а задней подвески мотоцикла - надежен и обладает достаточной прочностью и долговечностью. Но все же эту тему закрыли, так как готовился другой вариант задней маятниковой подвески - на сайлент-блоках и с пружинно-гидравлическими амортизаторами.

После 500-кубового М-52 и переходного 650-ку-бового в серийное производство запустили . Именно с этой модели в 1960 году ирбитский дорожный мотоцикл стал называться «Уралом». Верхнеклапанный 650-кубовый двигатель мощностью 28 л.с. обрел автоматическое опережение зажигания. Не нужно было, как на предыдущих моделях, управлять зажиганием манеткой. При сухой массе (с коляской) 320 кг мотоцикл разгонялся до 95 км/ч. За пять лет сделано (с модификациями) более 140 тысяч машин.

В начале 60-х годов мировая мода на «хребтовизацию» рамы не обошла стороной и советский мотопром. Практически все заводы создали подобные модели. Конструкторы ИМЗ совместно с ЦКЭБ разработали экспериментальный М-64. Двигатель со специальными приливами на картере крепился к хребтовой штампованной раме шпильками диаметром 10 мм. Инженеры разработали своеобразный легкосъемный бензобак: передняя часть сплошного сидения и верхняя панель фальшбака откидывались в сторону коляски, и бензобак вынимался, как канистра. По замыслу конструкторов, так облегчалась заправка. Оригинальной была и конструкция коляски, в том числе и форма "лодочки".

В поисках новых конструктивных решений серпуховский ЦКЭБ предложил заводу в 1958 году новую конструкцию несущего двигателя Э-62. Передняя крышка двигателя М-61 развивалась в литой аллюминиевый кронштейн рулевой колонки. У заводских конструкторов это предложение вызвало большое сомнение в прочности данной конструкции, и они признали ее нежизнеспособной.

Выпускался в конце 60-х - начале 70-х годов небольшими партиями для шоссейно-кольцевых гонок. Комплектовался двигателем рабочим объемом 650 см3 и мощностью до 55 л.с, с батарейным зажиганием и пятиступенчатой коробкой передач. На части машин устанавливался 750-кубовый двигатель мощностью до 70 л.с. Среди других конструктивных особенностей - низкая экипажная часть, длиннорычажная передняя вилка, обтекатель из стеклопластика с панорамным стеклом, колеса с шинами 3,75-16. Поздняя модель имела гидравлический привод тормозов на все три колеса, а первая обходилась барабанными тормозами с механическим приводом на переднее и заднее колеса.

Вслед за М-64 с хребтовой рамой заводчане приступили к разработке следующей экспериментальной модели - . Было создано два варианта. Эпоха капотирования уже вовсю гуляла по планете, и оба варианта «грешили» этим. На фото - первый вариант М-65, 1966 года. Сдвоенная фара, 18-дюймовые колеса с широкопрофильными шинами, обтекаемая «лодочка» и многое другое делали этот вариант оригинальным. Особенно своеобразным был облегченный 650-кубовый двигатель с нижним расположением распредвала, мощностью в те же 28 л.с. Генератор был развернут на 180° и имел привод от маховика. Сухая масса двигателя без генератора и карбюраторов - 33,4 кг, значительно меньше серийного М-63.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.08.1962 г. № 900-387 «О мерах по улучшению деятельности советской милиции» была предусмотрена разработка специального патрульного мотоцикла. Завод взялся за создание такого аппарата как в одиночном варианте, так и с коляской и обозначил его . В середине 60-х годов было выпущено 27 таких машин, включая пять опытных. Двигатель рабочим объемом 1040 см3 выдавал 50 л.с. и разгонял одиночку до 150 км/ч, а мотоцикл с коляской до 120 км/ч. Такие скорости позволяли представителям ОРУД-ГАИ господствовать в то время на отечественных дорогах. Пример обратного - в фильме 1966 года Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». За благородным угонщиком «двадцать первых» Юрием Деточкиным безуспешно гоняется на мотоцикле с коляской не менее благородный милиционер. У милиционера, к сожалению, не было М-100 - в течении 11 минут экранного времени он восседал то на М-61, то на М-72, то на . Ну, на таких аппаратах «Волгу» с ее 130 км/ч не догонишь. Несмотря на «детские болезни», М-100 пользовался популярностью у московских милиционеров, куда были поставлены новые машины.

Патрульный М-100 был в несколько раз дороже серийного мотоцикла, и это в значительной степени повлияло на решение о создании милицейского варианта на основе стандартного. В 1969 году выпустили первую партию таких машин на базе , с коляской и без нее, дополнительно оборудовав сиреной, сигнальными фарами, дугами безопасности, приспособлениями для установки специальных приборов ГАИ. Покрасив их в два цвета - синий и желтый, заводчане добавили к индексу букву «П» (патрульный). Далее шли М-66П, М-67П, с 1987 года ИМЗ-8.903 (с коляской) и ИМЗ-8.923 (соло, на фото), последние из которых сошли с заводского конвейера в 1994 году.

Мотоцикл «Урал-4» создан в 1972 году по плану освоения новой техники Главмотовелопрома с целью максимальной унификации основных узлов по посадочным и присоединительным размерам с киевским «Днепр-2». У него же позаимствовали коробку передач с задним ходом, отключаемый привод на колесо коляски и бензобак. 750-кубовый верхнеклапанный двигатель мощностью 45 л.с, тормозная система с гидравлическим приводом на заднее колесо и колесо коляски, электрозапуск, «лодочка» обтекаемой формы делали машину современной для того времени и комфортабельной. Но в серию она так и не пошла - конструкторы приступили к разработке М-73

М-73 - одна из лучших экспериментальных моделей ИМЗ. созданная в конце 70-х - начале 80-х годов. Под этот проект была снесена примыкающая к территории завода деревня Подкорытова. На ее месте должны были вырасти новые корпуса для производства 200 тысяч М-73 в год. Но необходимые 4,8 млн. полновесных советских рублей для начала производства на очередную пятилетку (1980-1985 гг.) завод не получил. А дальше наступила Перестройка. На месте некогда процветавшей деревни ныне пустырь.

ИМЗ-8.103-10 - самая массовая модель Ирбитского мотозавода. Выпускается с 1986 года. С 1988 по 1993 годы с конвейера ежегодно сходило более 100 тысяч таких машин, а всего их выпущено более 830 тысяч. Основная конструктивная особенность - наличие передани заднего хода, столь необходимого для тяжелого мотоцикла с коляской.

В 1997 году заводчане создали чоппер в стиле ретро , с «сухой» рамой и 720-кубовым двигателем. Эту машину байкеры не признали, и 16 собранных аппаратов долго стояли на заводском складе.

Первые серийные мотоциклы с отключаемым приводом на колесо коляски - 650-кубовые ИМЗ-8.107 - сошли с заводского конвейера в 1994 году. Выпускаемая сейчас модель ИМЗ-8.1037 Gear-Up имеет 750-кубовый 45-сильный двигатель с электрозапуском, передний дисковый тормоз. Максимальная скорость - 95 км/ч. Раскраска - различных вариантов: «НАТО» (хаки), «Пустыня» (терракот). «ООН» (белый).

С появлением в середине 90-х годов нового поколения мотоциклистов-байкеров заводчане поставили себе задачу создать для них особые мотоциклы, изначально спроектированные как одиночки. Надоело выслушивать обидные замечания о «клепании совнархозов». Так в 1996 году появился ИМЗ-8.1234 «Вояж». До 2000 года выпустили 718 экземпляров, первоначально с 720-кубовым двигателем, затем с 750-кубовым, изредка «Вояж» «грешил» и 650-кубовым.

В Ирбите мотоцикл с коляской эксплуатируется круглогодично. А так как снежный покров на Урале лежит не меньше пяти месяцев, всегда стояла проблема передвижения по зимнему бездорожью. Приспосабливали специальные металлические лыжи на колеса - переднее и коляски. Но чем все это двигать? В 1986 году на ИМЗ был опробован очередной движитель. На этот раз на «сто третью» модель установили гусеничный, массой 43 кг. Испытания показали, что на глубоком снегу движитель пробуксовывал, и мотоцикл проваливался. Перемещение же только по твердому насту испытателей не устраивало.

Модель ИМЗ-8.123 «Соло Классик» создали в 1998 году путем модернизации серийного мотоцикла-одиночки: на него поставили двухуровневое сидение, новый бензобак, прямой руль, передние дисковые тормоза и другие элементы. Вначале на мотоцикл ставили 650-кубовый двигатель, затем - 750-кубовый.

Одна из самых стильных ирбитских машин. Выпускается с 1999 года. Мотоцикл оснащен 750-кубовым двигателем, электрозапуском, дисковыми тормозами обоих колес. Сухая масса аппарата 245 кг, максимальная скорость - 135 км/ч.

Источник материала: Мото 11. 2011

Мотоциклы (скутеры, квадроциклы) Ural 2019 модельного года: весь модельный ряд мототехники Урал , цены, фото, обои, технические характеристики, модификации и комплектации, отзывы владельцев Ural, история марки Урал, обзор моделей Ural, видео тест драйвы, архив моделей Урал. Также вы здесь найдете скидки и горячие предложения от официальных дилеров Ural.

Архив моделей марки Ural

История марки Урал

История мотоциклов «Урал» началась еще в 1939-м, когда в основе экономики СССР была программа предвоенного планирования. Министерство обороны организовало встречу, на которой военному руководству предстояло обсудить и выбрать достойную модель мотоцикла для жесткой эксплуатации в сухопутных войсках Красной армии. После беседы наиболее подходящими мотоциклами были названы BMW модели R71. Пять таких экземпляров были тайно приобретены посредниками в Швеции и контрабандным способом доставлены в СССР. Советские инженеры провели важную работу: разобрано все пять мотоциклов, скопирован дизайн каждой детали BMW, сделаны спецформы для производства моторов и КПП в Москве. В 1941 году с конвейера съехал первый опытный образец военного мотоцикла, который получил собственное название М-72. Этот экземпляр представили Сталину, и он «дал добро» на массовое производство. Спустя небольшой временной промежуток мотоциклетный завод в Москве начал производить сотни таких мотоциклов с коляской М-72. Со временем все мощности завода перенесли подальше на Урал в небольшой город Ирбит, который сыграл немаловажную роль в торговых процессах России.

После Второй мировой Ирбитский мотоциклетный Завод (ИМЗ) серьезно модернизировали и реконструировали. Военные «Уралы» начали выпускать на Украине, а ИМЗ стал собирать мотоциклы для гражданских нужд. Популярность «Урал» постоянно росла, и с 1960-го года завод ИМЗ полностью сосредоточен на выпуске мотоциклов в гражданской версии. Первые такие «Уралы» пошли на экспорт в 1953 году. В то время экспорт товаров производился в основном в развивающиеся страны. В конце 1960-х поставки «Урал» начались в массовых количествах. На дорогах всех континентов начало появляться все больше мотоциклов «Урал». Это было уникальное сочетание доступной себестоимости, консервативного дизайна и функциональности. В начале 90-х завод ИМЗ был реорганизован в АО «Uralmoto». В 2000-м году акции компании «Уралмото» были переданы инвесторам. На данный момент ИМЗ уже не является госкомпанией. Новые собственники руководствуются принципиально новой политикой, базирующейся на высоком качестве и контроле производства.

Завод ИМЗ – единственный в РФ изготовитель тяжелой мототехники. Экспорт уральских мотоциклов осуществляется на все континенты. Качество и самобытность этой техники оценено многими на протяжении десятилетий. Общее количество выпущенных мотоциклов «Урал» более 3,2 миллиона. Силовые установки, трансмиссии, главные передачи, колеса, вилки, бензобаки, рамы, коляски, ручки руля производятся непосредственно на заводе. При этом большинство запчастей делаются вручную. Все электроборудование, амортизаторы, резиновые комплектующие, пластиковые панели и ряд других запасных частей поставляют на производство другие российские заводы. Кроме того, завод ИМЗ занимается выпуском некоторых комплектующих для автозаводов России. Будущее «Урала» выглядит очень перспективно, компания постоянно совершенствует и модернизирует свои мотоциклы.

Все модели советских и российских мотоциклов «Урал» относятся к приоритетному классу отечественной моторизованной промышленности. Аппараты имеют несколько модификаций, а современные экземпляры активно используются потребителями. Производитель старается поддерживать оптимальное сочетание качества, мощности и проходимости агрегата. Он предлагает современные двухколесные машины одиночного типа и с возможностью базирования бокового прицепа. Рассмотрим характеристики и особенности самых популярных образцов.

История развития и создания

Все модели мотоциклов «Урал», в той или иной степени, копируют немецкую марку BMWR. Самый первый прототип был создан советскими конструкторами в 1939 году. Основных версий о происхождении две, причем проверить их достоверность в настоящее время не представляется возможным.

Предположительно немецкий аналог был передан Советскому Союзу для ознакомления, после чего отечественные разработчики выпустили похожую модификацию. Второй вариант предполагает закупку оригиналов в Швеции, их дальнейшую переправу в СССР, и изготовление рассматриваемого транспортного средства.

Достоверно известно, что в 1941 году были выпущены мотоциклы под индексом М-72, которые с немецкими «сородичами» были похожи, как близнецы. Серийный выпуск техники был одобрен самим Иосифом Сталиным. Производство организовали на московском заводе, однако, в связи с военным положением изготовление машин было перенесено в Сибирь (небольшой город Ирбит). Примечательно, что производственные цеха оборудовали на бывшем пивном комбинате, по причине отсутствия свободных подходящих помещений.

«Урал М-72»

Все модели мотоциклов «Урал» походят от военного образца типа М-72. Стартовая поставка из Ирбита в армию началась уже в 1942 году. Общее количество составило более 9700 штук. Выпуск аппарата продолжался до 1954 года. За это время было произведено более трех миллионов экземпляров.

Гражданская модификация рассматриваемого транспортного средства вышла под индексом М-52. Конструкционные изменения позволяли модели стремительно и устойчиво перемещаться по асфальту. В качестве силового агрегата применен четырехтактный двигатель объемом пять кубических сантиметров. Характеристики мотора позволяли разгонять аппарат до 100 километров в час при мощности 24 л. с. Стоит отметить, что эта версия поступила в продажу, однако каждый владелец должен был зарегистрировать байк в военном комиссариате.

Особенности вариаций М-61 и М-66

Все модели мотоциклов «Урал» нельзя рассматривать без двух модификаций, которые вышли в шестидесятых годах прошлого века. Изменения в конструкции были минимальными, однако, на М-61/63 появилась обновленная подвеска маятникового типа, монтируемая на заднем колесе.

На 66-й модификации применили доработанный двигатель, мощность которого составила 32 л. с. Затем были выпущены образцы с 36-сильным агрегатом. Изменения конструкции мотора и прочие доработки привели к созданию последнего советского «Урала» марки 8.103-3О. Его главным отличием от предшественников стало наличие карданного вала автомобильного типа и цепного привода. Кроме того, стоит отметить улучшенную выхлопную систему и удешевленную версию для глубинок и удаленных поселков.

Новые модели мотоцикла «Урал»

После распада Союза Советских Социалистических республик население стало меньше покупать мотоциклы в связи с экономическим кризисом. Те, кто имели средства для приобретения, предпочитали иностранные бренды. Однако завод в Ирбите не остановил производство, хотя изделия реализовывались в минимальном количестве.

Комбинат был приватизирован в 1992 году и переименован в АО «Уралмото». Конструкторы обновленного завода смогли справиться с критической ситуацией, и даже разработали линейку принципиально новых модификаций.

Например, последние модели мотоцикла «Урал» категории «Турист», стали оснащаться рычажной вилкой и новыми силовыми установками (четыре такта), которые обладали объемом 750 «кубов» и мощностью 45 «лошадок».

Модификация Урал Solo - это модернизированный вариант для передвижения без бокового прицепа. Он оборудован четырехступенчатой коробкой передач, электрическим стартером, задним ходом и надежной дисковой тормозной системой. Предельная скорость аппарата составляет 130 километров в час.

Какие модели мотоциклов «Урал» имеются еще?

Наиболее стильным в рассматриваемой линейке считается мотоцикл «Урал Ретро». Он стилизован под старину и пользуется успехом не только на отечественном рынке, но и в Великобритании, и США. Разработаны версии с правым рулем для удобства адаптации в странах с особыми правилами дорожного движения.

На в 2014 году стартовала очередная модернизация, позволившая изменить характеристики всех серийных моделей. Детали подверглись существенной обработке, а также усилению комплектующих элементов, начиная от корпусных обвесов, заканчивая силовым агрегатом и топливной системой. Среди инноваций можно выделить следующие новшества:

  • появление электронного впрыска топлива;
  • оснащение всех колес дисковыми тормозами;
  • монтаж гидравлического рулевого демпфера;
  • использование в компоновке композитных материалов.

Совместимость советских наработок и современных технологий дала возможность довести мотоциклы «Урал» (фото всех моделей представлено в статье) до качества мирового уровня. Об успехе говорят реальные цифры, которые свидетельствуют о том, что более 90 процентов выпускаемой техники от этого производителя идут на экспорт.

Особенности

Среди экспортных и пробных моделей мотоцикла «Урал», можно выделить такие экземпляры:

  1. «Урал-Т» - современный аналог первой модификации, имеющий обновленные характеристики.
  2. «Турист» - вариация, ориентированная на передвижение по различным типам грунта, с возможностью подсоединения боковой коляски.
  3. Военная вариация Ural Gear Up, оснащена местом для установки пулеметной турели, бамперной трубой, увеличенной фарой и имеет соответствующую окраску.

Кроме того, в линейке ИМЗ присутствуют байкерские варианты «Кросс» и «Волк», оснащенные хромированными деталями, а также мотовездеходы «Спортсмен», «Патрол», «Ямал».

В завершение обзора

Отечественный мотоцикл «Урал», история моделей которого рассмотрена выше, стал настоящей легендой мотостроения. Еще в военные годы (1941-1945) он предназначался для армии. Однако позже использование этого тяжелого мотоцикла перешло в гражданскую сферу.

Особенно техника была популярна в селах и деревнях, поскольку обладала хорошей грузоподъемностью и проходимостью. Все модели мотоциклов "Урал" в современном исполнении, наравне с характерным стилем, приобрели совершенно новые ходовые параметры, пользуются спросом не только на территории постсоветских республик, но и за рубежом. Их выставку можно увидеть в Ирбитском государственном музее мотоциклов.