Советские велосипеды для детей подразделялись на три основные категории:

  1. Трёхколёсные велосипеды для детей возрастом от 3 – 5 лет. Привод на них был на переднее колесо. Шины – резиновые сплошные.
  2. Комбинированные трёхколёсные велосипеды для детей от 4 – 6 лет. Со сплошными шинами и цепным приводом на заднее колесо.
  3. Современные двухколесные велосипеды для детей от 3 – 5 лет с опорными роликами и полыми покрышками и двухколёсные для детей от 5 – 7 лет с полыми пневматическими шинами 205 х 56 мм.

Трехколесный детский велосипед ВД – 2

Выпускался в г. Саратове на на заводе велоколясок. Предназначался для детей возрастом от 3 – 4 лет. Имел лёгкую раму за счёт однотрубной сварной конструкции. Наружный диаметр переднего колеса 350 мм и 240 мм задних колёс. Руль удобной формы, сварной. Седло жёсткое. без пружин. По высоте седло и руль имели регулировки. Шины из литой резины, сплошные.

Трехколесный детский комбинированный велосипед Д – 2 с цепным приводом на заднее колесо

Выпускался опытно – экспериментальным заводом в Москве, параллельно с производством колясок. Предназначался для детей от 4 – 6 лет. Велосипед был простой по конструкции и удобный в эксплуатации. Легко переделывался из двухколёсного в трёхколёсный вариант. Имел изогнутую сварную раму из тонких труб и переднюю трубчатую вилку, изготовленную пайкой. Руль сварной, жёсткофиксированный, крепился на стержень передней вилки при помощи хомута.

При трёхколёсном варианте, задний мост закреплялся в наконечники цепной вилки. Правое колесо – ведущее жёстко присоединялось к оси, а левое имело свободный ход и вращалось свободно на поворотах. Ведущая звезда и правый шатун были неразъёмными на шлицах.

Меньшая ведомая звезда сидела неподвижно на оси моста при трёхколёсном варианте; на двухколёсном варианте она крепилась на корпус втулки заднего колеса и не имела свободного хода. Оси педалей с помощью сварки соединялись с шатунами или запрессовывались в шатун, а потом развальцовывались.

На Д-2, как и на всех детских советских велосипедах в то время не использовались шарикоподшипники. Вместо них применяли подшипники скольжения на всех трущихся узлах: оси втулок, вал каретки и оси педалей, втулки каретки и др. Передняя вилка вращалась на запрессованных с двух сторон в трубу рамы втулках. Чтобы уменьшить трение и срок службы велосипеда, все подшипники скольжения и втулки подвергались термообработке. С завода к велосипеду прилагались: сумка с инструментом, звонок, ось на заднее колесо для трёхколёсного варианта.

Двухколесный детский велосипед “Зайка – Люкс” В-623 с цепным приводом

Велосипед “Зайка – Люкс” В-623 выпускался Львовским мотозаводом и рекомендовался детям от 4 – 7 лет. Имел цепной привод на заднее колесо и опорные ролики для начинающих велосипедистов. Однотрубная открытая рама имела сварную конструкцию, руль был высоким и изогнутым. Сиденье из пластмассы со спинкой.

Руль и седло имели регулировки по высоте. На колёса устанавливались полые резиновые шины. которые не имели камер. Задняя втулка тормозная со свободным ходом. Передняя ведущая звезда имела 30 зубьев, задняя ведомая – 16.

Этот детский велосипед максимально был укомплектован и имел: задний багажник, защиту цепи и колёс, опорные ролики, декоративную фару, катафоты на заднем щитке и сигнальный рожок. Окрашивался велосипед эмалевой краской различных цветов и украшался декоративным орнаментом. Велосипед “Зайка – Люкс” имел государственный знак качества.

Двухколесный детский велосипед КВД с цепным приводом

Двухколёсный детский велосипед КВД выпускался заводом имени Кирова и был предназначен для детей 4 – 7 лет. Имел цепной привод на заднее колесо. Для детей, которые не умели держать равновесие устанавливались опорные ролики. Рама была сварная из прямых труб. Руль и седло имели регулировки по высоте. Шины пневматические, имели размер 205 х 56 мм. Сзади устанавливался небольшой багажник, а также щитки для колёс и цепи. Число зубьев ведущей звезды – 30, ведомой звезды – 16. Цепь втулочно – роликовая, размером 12,7 х 3,3 мм.

Велосипеды Малыш отлично подходят для самостоятельного катания ребенка, который уверенно сидит (без страхующего бампера), едет без помощи мамы (без ручки) и уже не спит во время прогулки (без тента). Конструкция велосипедов создана еще в советское время. Она оказалась столь удачной и верной по эргономике, что и в настоящее время успешно конкурирует с новомодными детскими "трайками". А почему? да все просто - именно велосипед малыш способствует развитию у ребенка нужных навыков. Он сделан так,что ребенок даже если не хочет, то все равно быстро выработает нужный навык и будет с азартом гонять,укрепляя ножки, спину и вестибулярный аппарат. Велосипеды Малыш производят в Нижегородской области на Кулебакском металлургическом заводе «Старт» с незапамятных советских времен.

Как дети катаются на велосипедах Малыш Вы можете посмотреть на видео:

Как выбрать детский велосипед Малыш?

Велосипеды Малыш не зависимо от опций делятся на 2 группы: велосипеды с металлическим колесом и велосипеды с пластмассовым колесом (они имеют в артикуле заглавную букву «П» - пластик). Металлическое колесо – это настоящее советское «ретро», которое горячо любимо родителями и активно покупается из ностальгических побуждений. Пластмассовое колесо легче, надежнее и немного шире как само колесо, так и резиновый бандаж на нем (что дает лучшую устойчивость и плавность хода), а так же оно придает велосипеду иной вид с точки зрения дизайна. Но пластиковое колесо используется с той же вилкой,что и металлическое и за счет толщины может немного задевать вилку (тем,кто не готов мириться с этим рекомендуем вибирать только велосипед Малыш с металлическим колесом).

Выбирая велосипед Малыш, Вам в первую очередь нужно определить, с каким он будет колесами. А дальше гораздо легче: Вы смотрите на те опции, которые Вам нужны. Это во-первых, вместе с пластиковой накладкой на руле и клаксоном сумочка для мелочей и чехол с поролоновой набивкой на сиденье. Следующий вариант со съемной спинкой и открытым пластиковым кузовом на задней оси (в том числе и в сочетании с сумочкой и мягким сиденьем). Теперь переходим в раздел каталога, где представлены варианты велосипедов с ручкой управления для мамы. Там встречаются велосипеды с такими опциями, как удерживающий бампер и складная подставка для ног.

Качество велосипеда проверено временем. Откатается Ваш ребенок – Вы продадите его почти за те же деньги, что и купили.
Кроме велосипедов завода Старт на металлическом каркасе наш интеренет-магазин предлагает трехколесные велосипеды из пластика, выпускаемые по лицензии испанской компании Coloma y Pastor на заводе "Полесье" (см. информацию о них в соседних разделах каталога нашего магазина).

В наше советское детство, наверное, у всех были велосипеды. Я предлагаю вспомнить наших верных коней детства и юности


Свой спортивный путь все мы начинали вот с этого

Трехколесный детский веплосипед made in USSR.

Отличался жесткой сцепкой педалей и переднего колеса, что на уклоне могло быть чревато неприятностями. Но родители зорко следили, и неприятности обычно настигали нас на следующих моделях

Более крутой вариант с цепным приводом

Когда ребенок подрастал, в один прекрасный момент на пороге квартиры появлялся запыхавшийся папа или дедушка с коробкой в руках, в которой лежал велосипед «Дружок», «Бабочка», «Зайчик» или аналог.

У него уже были пневматические шины, как у большого, он был удобен для транспортировки и у него можно было поставить, или наконец-то снять дополнительные колеса и поехать, как взрослый, на двух!

Правда он не имел привычного тогда ножного тормоза заднего колеса, а только ручные тормоза. Сейчас так - на всех велосипедах.А тогда так было на "Дружке", а на всех остальных колодок с ручным приводом не было, а вот тормозная муфта в задней ступице была. Поэтому при переходе с одной модели на другую случались конфузы

Следующий аппарат назывался «Школьник». Это был уже полноценный велосипед, разве что с колесами меньшего диаметра. Вот на нем-то и собирали мы свои основные травмы, ободранные коленки и выбитые зубы. Были варианты для мальчиков - с верхней рамой

и для девочек с нижней

Еще был «Орленок» - нечто переходное между полноценным взрослым велосипедом и детскими. В принципе, вполне подходил вместо «Школьника», да и появился раньше

Вариант со скошенной рамой назывался «Ласточка» и считался велосипедом для девочек

Был ещё комбинированный вариант этих велосипедов, который быстро переделывался из двухколёсного в трёхколёсный

Позже появился ещё один вариант подросткового велосипеда - «Кросс»

Следующим этапом был велосипед «Кама» со складывающейся рамой и большим количеством плюшек на корпусе в виде катафотов и прочей шняги…

или его аналоги «Аист» и «Десна - 2»

Наиболее крутые покупали «Салют»

Взрослые же трудяги-велосипеды в основном были представлены аппаратами типа "Урал". Они могли называться и по другому, в зависимости от завода-изготовителя, но принцип был един. Брутальная конструкция - стальная рама, прочные обода, отсутствие коробки передач, тормоз ножной, без изысков. Служили такие велосипеды воистину десятилетиями, были совершенно не убиваемы и в провинции их до сих пор масса

Их вариантов было много - «Урал», «Дружба», «Украина», «ММВЗ», «Десна», «Сура» и т. д. Дети зачастую катались на отцовских велосипедах, находясь сбоку под верхней трубой рамы, не имея возможности достать до педалей, сидя на седле

Были так же женские варианты

Продвинутые и богатые могли купить «Турист». Вершина техники на тот момент - с ручным тормозом, с коробкой передач....

который тоже выпускался и в женском варианте

Ну и самые дорогие были спортивные «Старт -шоссе»

и «Спорт»

Ну и необходимые аксессуары для великов тех лет

камера

насос

бардачок…

…с его содержимым

Ну и разные навароты

Смотрите также:










По волнам нашей памяти! Редкие электронные игрушки СССР. Часть 1 По волнам нашей памяти! Печать фотографий в СССР По волнам нашей памяти! Наше старое кино. Лидеры советского кинопроката. Часть 1

Какие были велосипеды в СССР - марки, фото и описание советских велосипедов.

“Турист"

Легкодорожный велосипед для туристических и прогулочных поездок.

“Аист”

Велосипед - легенда! Массово популярный велосипед, дошедший с успехом из прошлого в будущее!

“Тахион”

Спортивный велосипед лимитированного производства! Если у вас был тахион, то вам завидовал весь двор! Ведь тахионом могли владеть лишь лучшие.

“ЗИЧ - 1”

Шедевр среди велосипедов! Этот велосипед стал одним из самых популярных у советской молодежи. ЗИЧ - 1 был так же предметом престижа.

“Спутник”

Легкодорожный велосипед для настоящих мужчин. Ведь в комплекте с велосипедом идут насос, сумка с инструментом и звонок. Это приятные дополнения к столь прекрасному велосипеду.

“Школьник”

Велосипед для детей 10 - 12 лет. Каждый родитель в СССР считал своей обязанностью купить своему чаду велосипед “Школьник”.

“Москва - 80”

Велосипед символ Олимпиады 1980х. Наши олимпийцы выигрывали соревнования на этом произведении искусства.

“Орленок”

Велосипед - символ взросления ребенка. Орленок, как трамплин из детства во взрослую жизнь.

“Кама”

Первый складной велосипед для взрослых.

“Урал”

Заработал свою популярность среди взрослых тем, что являлся самым надежным и практичным велосипедом своего времени!

“Салют”

Велосипед любимый всеми за надежность и простоту. Выпускалась так же и складная модель, что очень облегчало жизнь людям с активной жизненной позицией.

“Украина”

Флагман велостроения СССР! Вобрал в себя лучшее своего времени.

“Спорт - Шоссе”

Велосипед, созданный по заказу Спортивной Федерации для профессиональных велогонщиков.

“Ласточка”

Аналог велосипеда “Орленок”, созданный для женщин. Идеально подходит для любительниц поездок по городу.

В ночь на субботу, 2 июля, все желающие смогут принять участие в . Не исключено, что некоторые москвичи решат прокатиться по ночному городу с детьми. Колумнист Алексей Байков задался вопросом: А как вообще развивался детский велопром?.

Их помнят и глаза и руки, а уж как помнит "пятая" точка организма!.. Поколение 1976–1982 годов, которому довелось всласть поездить на советских великах смотрит на нынешние немецкие, итальянские и китайские двухколесные чудеса с легким оттенком превосходства. Вы, если что-то сломается, куда пойдете? В веломастерскую, где в предвкушении наживы радостно потирает татуированные по локоть руки бородатый хипстер с серьгами в ушах, в носу и во всех прочих местах. А вот, скажем, сами перебрать заднюю втулку старого-доброго "Прогресса" не хотите ли? Сесть на лавочку рядом с дачным сараем, торжественно разложив на ней ветошь, ключи и масленку, и на полдня предаться техномедитации, отвечая утробным криком: "я занят!" на любое: "давай обедать!". А как перетягивается цепь вы еще помните? Как поставить заплатку на проколотую камеру? А как выправляются восьмерки на колесах? А как смазывать каретку?

Советская велосипедная промышленность делала удивительные аппараты. Прочные как наш лучший в мире танк Т-34 и такие же тяжелые, они выдерживали любые издевательства над собой, а потом неожиданно ломались просто так, на ровном месте, закаляя детский характер и превращая нас в настоящих профессионалов ремонта на дому. "Школьник", "Салют" и "Урал" сыграли роль в становлении поколения людей с руками, растущими откуда надо, ничуть не меньшую чем самодельные приемники по рецептам из пионерских журналов.

А как скрипели те кожаные седла – вы еще помните? Те самые с тиснением и ярко блестящими на солнце никелированными пружинами. Как тренькал звонок? Как украшали своих железных коней, словно в благодарность за долгие годы верной службы – ведь некоторым великам из деревенских сараев доводилось таскать на себе не одно и не два, а целых три поколения. Как ставили на колесо по нескольку катафотов (светоотражатели), как вырезались из любого подходящего куска резины брызговики, как обматывали спицы проводками с разноцветной изоляцией?

А сегодня они тихо догнивают на своей последней дачной стоянке, а мы радостно накручиваем по городу километры на недавно купленных "Гигантах", "Кубах" и "Стеллзах", и больше о них не вспоминаем. Лишь иногда, по дороге на работу улыбнемся старенькому, видавшему виды перекрашенному "Салюту", везущему узбекского дворника с его метлой до трудов праведных. И удивляемся: сколько лет прошло, и все спицы проржавели – а он еще ездит, скрипя всеми несмазанными частями.

А потом хочется, наплевав на все дела, сесть в электричку, пройти от станции три километра, распахнуть старую калитку, открыть ржавый замок… и просто попросить прощения у старого друга за все. За то, что забыл, не привел в порядок и не взял с собой в город, а променял на манетки Shimano и гидравлические тормоза. Лишь глядя на репортаж с очередного парада энтузиастов ретровелосипедов задумываешься: а может стоит притащить свой "Урал" или "Десну" в мастерскую и хоть раз, да проехаться на нем по улице. Но вечно чего-то не хватает, то ли времени, то ли лишних денег.

Но давайте вспомним о наших старых велосипедах хотя бы вот так, виртуально. Хотя они и заслуживают большего.

Самый первый

Собственно именно с него все и начиналось. Для советского ребенка этот смешной велосипедик был первым "большим", почти как у взрослых. Все классические детские велосипеды с педалями, намертво прикрепленными к переднему колесу, были, скорее, самоходным вариантом коляски, не случайно многие из них сегодня выпускаются с торчащей позади седла длинной ручкой для управления взрослым.

Но "Дружок" был не такой. У него было все как у настоящего велосипеда: руль, тормоз, цепь, багажник и даже колеса с камерой. У более поздних вариантов они, правда, делались из цельнолитой резины. Весь секрет заключался в колесной формуле 2x2: на задней вилке рядом с выемкой для колесной втулки на болтах крепились две дюралевые штанги с пластмассовыми колесиками. В один прекрасный день папа говорил: "Ну все, ты уже большой" – и отвинчивал одну из них. Потом отвинчивал вторую, и вот ты уже едешь как взрослый, удерживая равновесие. После "Дружка" учиться этому не требовалось.

В отличие от большинства советских великов, "Дружок" не имел заднего барабанного тормоза, вместо него был задний клещевой. Впрочем, вряд ли ребенок смог бы разогнаться на нем так, чтобы не суметь затормозить ногами. Еще "Дружок" был складным, со съемными рулем и седлом, что существенно облегчало его перевозку в метро, в электричке или в багажнике автомобиля. А его платформа позволяла такие изощренные издевательства над собой, что от фантазии отечественных кулибиных можно было остолбенеть на месте с разинутым ртом. Доводилось видеть даже переделку "Дружка" в мопед при помощи мотора от братской бензопилы "Дружба".

Более продвинутым вариантом "дутика" (так называли в народе все детские велосипеды "дружковского" типа) считались ленинградский КВД или его тульская копия по имени "Бабочка" – в основном за счет более изящных форм и красного пластмассового шильдика со звездой на переднем крыле.

Велосипед "Бабочка". Фото: velomasterclass.ru

Самым понтовым детским великом считалась львовская "Зайка-люкс", у которой было сидение с поддерживающей спинкой, передняя и задняя фары и зеркала, как на мотоцикле – но она крайне редко попадала в магазины за пределами Украины.

Велосипед "Зайка-люкс". Фото: detstvoto.net

Для особых эстетов были еще тульские ДКВ, считавшиеся промежуточным вариантом между детскими и школьными великами. Их конструкцию вполне можно было назвать винтажной: в комплекте помимо обычного ведущего колеса поставлялось аналогичное по размерам второе пассивное колесо и удлиненный мост со звездочкой. Из всех этих запчастей можно было собрать как трехколесный детский велосипед, так и обычный двухколесный.

Процесс послевоенной эволюции советского детского велосипеда начался он с "Ветерка", выпускавшегося в 1950-х. Ранние модели "Ветерков" имели ту самую формулу 3x2, которую потом без изменений скопировали на ДКВ, а поздние делались уже с приставными колесиками, как на "дутиках".

Еще одним ответвлением с того же древа был совсем уж редкий латвийский "Спарите" ("Стрекоза") с тремя колесами, уже без всякой возможности модификации. Между прочим, поставлялся на экспорт в Финляндию.

Велосипед "Спарите"

Помимо детских 3x2 велосипедов существовали и взрослые: экспериментальный В-925 Жуковского завода, предназначавшийся для лиц пожилого возраста и перевозки грузов и их же ЖВЗ "Десна" 113-221, выпускавшийся крупной серией на базе одноименного "складника".

В один прекрасный день в жизни каждого советского ребенка наступал тот самый момент, когда руль и седло верного "дутика" выше уже не поднимались, а ноги начинали скрести по земле. Это означало, что пора канючить на велик побольше. А также учиться на все пятерки, ходить за хлебом и выносить ведро по первому свистку – все ради того, чтобы в один прекрасный день родители торжественно вкатили бы в квартиру новенький, блестящий, еще чуть-чуть липкий от заводской смазки подростковый велосипед.

От 8 до старших классов

Советские велосипеды для детей младшего школьного возраста и подростков фактически представляли собой уменьшенные копии взрослых. Вариантов было не так много, а самыми распространенными были "Школьник" и "Орленок". Все остальные если где и ездили, то разве что на периферии производивших их республик.

Велосипед "Школьник"

"Школьник" – детище Горьковского автозавода, выпускался с начала 1960-х. Первые модели еще имели гендерную стратификацию – они делились на женские (рассчитанные на езду в длинной юбке) и мужские. Позднее их стали выпускать в варианте унисекс, с открытой однотрубной рамой. Существовала и складная версия.

Родовой травмой всех "Школьников", так и не исправленной за добрых два с лишним десятка лет производства, было весьма паршивое качество задней втулки. Уже через несколько месяцев езды цепь начинала регулярно слетать, а прокруты педалей становились унылой повседневностью. Папаши вынужденно переквалифицировались в веломехаников, потом махали рукой: "делай сам", и детям приходилось сызмальства осваивать всю премудрость ключей и подшипников, чтобы заставить несчастный агрегат хоть как-то ездить.

"Орлята" появились еще раньше – в 1950-х. Сперва их делал Минский велозавод, причем сразу двумя моделями: "Орленка" с закрытой рамой для мальчиков и "Ласточку" для девочек. С середины 1970-х основной поток "орлят" стал сходить с конвейров Шауляйского моторного завода, благодаря чему велосипеды обзавелись звучными именами "Эрелюкас" и "Крегждуте".

Велосипед "Эрелюкас". Фото: veloretro.ru

Ранние варианты "Орленка", как и мужских версий "Школьника" имели сдвоенную верхнюю трубу рамы, переходящую в перья задней вилки. Потом конструкцию решили упростить, позаимствовав раму от популярного у взрослых "Прогресса". В таком виде "Орленок" дожил чуть ли не до вступления Литвы в Евросоюз.

"Складники" и универсалы

Складные велосипеды создавались специально под потребности горожан, с оглядкой на предъявляемые общественным транспортом требования к габаритам перевозимого груза. Надо сказать, что в СССР эти семена упали явно не на ту почву: энтузиастов городской езды было ничтожно мало, ввиду отсутствия велоинфраструктуры и даже представлений о том, какой она должна быть. Велосипед нес транспортную нагрузку в основном на селе и в небольших городках типа подмосковной Дубны. В городах-миллионниках ребятня каталась по своему двору лет до 14, после чего железного коня вешали на гвозди в прихожей до рождения собственных наследников, либо ссылали на дачу.

И все же, когда ближе к концу 1970-х "складники" появились в продаже, их стали охотно брать. Успеху новинки способствовали вытекавшие из уменьшенных габаритов и складывающейся рамы побочные особенности конструкции. Отсутствие верхней трубы позволяло ездить на них как мальчикам, так и девочкам, а за счет исключительной длинны подседельного и рулевого штырей, ими могли пользоваться и подростки и взрослые. Словом – простое и дешевое решение на все времена.

В неформальной дворовой или деревенской иерархии, "складники" считались великами не крутыми и не "пацанскими", хотя позднее все же вошли в моду. Советских "складников" понаделали довольно много, но самыми распространенными были "Кама" и "Десна". Чуть реже попадался "Аист".

Велосипед "Десна"

"Каму" выпускал Пермский завод имени Октябрьской революции. Основой для него послужила предыдущая, и не совсем удачная модель В-815. Создатели "Камы" довели до ума замок складывания рамы, поставили передний клещевой тормоз, мягкое седло, новую переднюю звездочку и руль с выносом – велосипедик вроде как получился удачным. По крайней мере, его охотно покупали за неимением лучшего.

На самом излете горбачевской перестройки и в начале 1990-х среди мальчишек распространился слух о том, что в продаже редко-редко, но появляется новая модель "Кама-Спорт". И действительно, периодически можно было увидеть счастливчика, гордо рассекавшего на "Каме" с пятью скоростями.

На самом деле ларчик открывался просто и весьма типично для того времени. В конце 1980-х зарплату на заводе начали выдавать не деньгами, а продукцией. Какая-то светлая голова из рабочих додумалась ставить на "Каму" комплект производившихся там же задних звездочек для шоссейного "Спорта" и продавать эти гибриды с рук на трассе и на остановках общественного транспорта. Почин подхватили мужики в гаражах по всей стране и тоже принялись снимать звездочки со старых, битых "Спортов" и ставить их на "Камы".

Уже в новейшие времена, когда завод имени Октябрьской революции превратился в акционерное общество "Велта", выпуск подобной модели попытались наладить серийно, но не преуспели. Кстати набора передних скоростей у "Камы-Спорт" не было, поскольку каретку от "Спорта" поставить на "Каму" было невозможно без переделки рамы.

Изготовлявшаяся на Жуковском велозаводе "Десна" отличалась от "Камы" разве что чуть большим изяществом форм и отсутствием переднего тормоза. На первых моделях еще стояли красивые подпружиненные кожаные седла от классических дорожных велосипедов, но позднее их заменили на такую же убогую дермантиновую подушку, как на "Каме".

Как уже говорилось, советские "складники" крайне редко использовались по назначению. На многих из них разболтавшийся короб складывания рамы, в конце концов, просто заваривали наглухо. Советская промышленность ответила на это "универсалами" – семейством велосипедов с рамами такими же как на складных, но без механизма складывания, вместо которого внизу стояла коротенькая перемычка. Заслуженной классикой жанра считался "Салют".

Велосипед "Салют"

Поскольку делал его все тот же Пермский завод, то чисто визуально "Кама" и "Салют" отличались разве что диаметром колес и формой передней звездочки. Позднее появился и складной вариант "Салют-С". А уже под закат СССР пермяки расщедрились на модный "Салют-5", ставший первым советским складным велосипедом с усиленной рамой и набором скоростей.

Тут в принципе можно и закончить, но перечень советских "складников" был бы неполон без двух совершенно удивительных велосипедов, к сожалению так и оставшихся неизвестными широкой публике.

"Эврика-2" Львовского мопедного завода самой первой (и, похоже,последней) из советских велосипедов получила руль с раздельными штангами и пружинный амортизатор передней вилки. Но мало того – "Эврика" была еще и первым советским складным двухподвесом! Вот это вот маленькое черное, позади седла, и есть задний амортизатор, сделанный притом из резины.

Зачем была нужна подобная конструкция и какому инженеру сей изыск пришел в голову – неизвестно, но "Эврика" пользовалась успехом как у подростков, для которых она официально позиционировалась, так и у не слишком габаритных взрослых. Остается добавить, что и складывался сей агрегат не как все нормальные "Камы" и им подобные, а поворотом задней вилки по оси втулки вниз.

Велосиед "Эврика-2"

Второй и безусловной удачей советской велосипедной промышленности можно назвать "Тису".

Велосипед "Тиса"

Этот агрессивного вида подростковый универсал с усиленной мопедной передней вилкой и хищно изогнутым багажником мог бы стать хитом продаж – но не сложилось. "Тиса" появилась под самый закат СССР и сразу же, как и многое другое, стала дефицитом. А потом ее производство попросту прекратили.

Продолжение следует…