Налоговый агент по НДС: ответы на самые популярные вопросы

Случаи, когда лицо становится по НДС, перечислены в статье 161 НК РФ. В частности, организация признается налоговым агентом по НДС:

  • если арендует государственное или непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если приобретает товары (работы, услуги) у организаций, которые не состоят в России на налоговом учете. При этом сама организация должна состоять на учете в а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 и 2 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма от 06.06.2011 № 03-07-08/166 и от 05.03.2010 № 03-07-08/62);
  • если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключение - приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества не является объектом обложения НДС (Закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ, подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23.03.2011 № 03-07-14/17, от 12.05.2011 № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами (подп. 12 п. 2 ст. 146, письмо ФНС России от 26.04.2011 № АС-2-3/388);
  • если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При этом имеет значение, кому это имущество принадлежит. Так, если собственник арестованного имущества не признается (например, это компания, применяющая УСН), организация, реализующая такое имущество, не будет выступать налоговым агентом (письмо Минфина России от 11.11.2009 № 03-07-11/300);
  • если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

В каком порядке налоговый агент должен рассчитать и начислить НДС

Базой для является сумма выручки (дохода) контрагента-налогоплательщика по операциям, перечисленным в статье 161 НК РФ. О них мы уже поговорили выше.

О том, включать в налоговую базу сам НДС или нет, сказано также в статье 161 НК РФ. Так, налоговая база определяется с учетом НДС:

  • при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • при покупке за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Во всех этих случаях налоговые агенты начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). То есть либо в момент предварительной оплаты (в полном объеме или частично), либо в момент окончательного расчета с контрагентом. Причем при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, налоговую базу определяют по курсу на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина России от 01.11.2010 № 03-07-08/303). Пересчитывать сумму налога по курсу, действующему на дату принятия товаров (работ, услуг) к учету, не нужно. Требование, предусмотренное в абзаце 4 пункта 1 статьи 172 НК РФ, на налоговых агентов не распространяется (письмо Минфина России от 03.07.2007 № 03-07-08/170).

Налоговую базу определяют без учета НДС (с учетом акцизов для подакцизных товаров), например, при реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ). В подобных случаях налоговые агенты начисляют налог к уплате в бюджет либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты — в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше.

Размер налоговой ставки зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация - налоговый агент покупает или реализует на территории России.

Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке, если налоговая база включает в себя НДС. А также при получении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), при реализации которых налоговая база определяется без учета НДС (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которая должна быть перечислена в бюджет, считают по ставке 18 или 10 процентов. Рассчитанную таким образом сумму НДС налоговый агент обязан предъявить покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Как осуществляется уплата НДС налоговым агентом

Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), налоговый агент должен перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Например, за III квартал 2015 года — не позднее 26 октября (25 октября — выходной день), 25 ноября и 25 декабря.

Исключение — уплата НДС по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете. Налоговый агент обязан перечислить удержанный налог в бюджет одновременно с выплатой иностранным организациям. Банкам запрещено принимать на перевод оплаты исполнителю, если одновременно с ними не предъявил платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 2 и 3 п. 4 ст. 174 НК РФ).

В платежном поручении на перечисление НДС, в частности, укажите (Правила, утвержденные приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н):

  • в поле 101 «Статус лица, оформившего документ» - код 02 (налоговый агент);
  • в поле 104 «КБК» - код бюджетной классификации НДС (в 2015 году это КБК 182 1 03 01000 01 1000 110. Заметьте: КБК НДС налогового агента точно такой же, как и у обычного юридического лица - плательщика НДС);
  • в поле 106 «Основание платежа» - код ТП (платеж текущего года).

Какие проводки составляет налоговый агент по НДС

Удержание НДС из сумм, причитающихся продавцу (арендодателю), оформляют проводками:

Дебет 19 Кредит 60

— учтен НДС, предъявленный продавцом (арендодателем) (у неплательщиков НДС вместо счета 19 может быть сразу счет учета затрат);

Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— удержан НДС налоговым агентом.

Перечисление удержанной суммы в бюджет отражают записью:

— перечислена в бюджет удержанная сумма НДС.

Если налог перечислен в бюджет за счет собственных средств (в случае, когда своевременно налог по какой-либо причине не был удержан из средств контрагента), потребуются такие проводки:

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— отражена сумма НДС, подлежащая уплате за счет собственных средств;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51

— перечислен в бюджет НДС за счет собственных средств.

При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций (не состоящих на налоговом учете в России) по договорам поручения, комиссии или агентским договорам, проводки будут следующие:

Дебет 62 Кредит 76

— реализованы товары (работы, услуги, имущественные права), принадлежащие иностранной организации;

Дебет 51 Кредит 62

— получена оплата за товары (работы, услуги, имущественные права);

Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— удержан НДС из доходов иностранной организации;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51

— перечислена в бюджет удержанная сумма НДС;

Дебет 76 Кредит 51

— перечислена контрагенту полученная оплата за товары (работы, услуги, имущественные права) за минусом удержанного НДС.

Какую отчетность подают налоговые агенты по НДС

При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС нужно составлять счета-фактуры. Общий порядок составления этих документов пунктами 5-7 статьи 169 НК РФ.

Далее налоговые агенты - плательщики НДС отражают сведения в книге продаж и покупок (п. 22 раздела II приложения 4 и абз. 1 п. 3, п. 15 и 16 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Налоговые агенты - неплательщики НДС отражают сведения лишь в книге продаж. Кроме того, в любом случае посредники, экспедиторы, застройщики, которые от своего имени выставляют счета-фактуры или получают счета-фактуры в интересах других лиц, ведут также журнал учета счетов-фактур, полученных и выставленных в рамках посреднической деятельности (деятельности по договорам транспортной экспедиции, при выполнении функций застройщика). Журналы налоговые агенты сдают в ИФНС в составе декларации по НДС (п. 5.1 ст. 174 НК РФ).

В целом декларацию по НДС должны представлять все налоговые агенты. Подавать отчетность нужно по месту своего учета. Формат - электронный (по ТКС). Исключение: если налоговый агент — неплательщик НДС. То есть применяет спецрежим или освобожден от по статье 145 НК РФ. В таком случае можно подавать декларацию на бумаге или электронно - на выбор. Лишь в одном случае данная льгота не применяется: если налоговый агент — посредник, экспедитор или застройщик, который от своего имени выставляет счета-фактуры или получает счета-фактуры в интересах других лиц. Тогда нужно сдать отчетность электронно.

Срок представления декларации по НДС налоговым агентом во всех случаях — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Декларацию по НДС заполняют по общим правилам (приказ ФНС РОССИИ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). При этом используют данные, которые отражены:

  • в книге покупок и книге продаж. Отдельно эти сведения указывают в разделах 8 и 9 декларации;
  • журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Отдельно эти сведения указывают в разделах 10 и 11 декларации.

За несвоевременное представление налоговая инспекция может:

  • оштрафовать организацию (ст. 119 и 119.1 НК РФ);
  • заблокировать банковский счет организации (п. 3 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Чиновники придумали новый способ борьбы с многоступенчатыми цепочками перепродаж и незаконным возмещением НДС. Они решили, что если НДС будет платить не продавец, а покупатель, серые схемы станут неактуальны (письмо Минфина России от 14.08.17 № 03-07-14/51894). Депутаты поддержали чиновников и приняли в третьем чтении соответствующий законопроект № 274631-7.

Эксперимент планируют провести лишь над продавцами и покупателями лома и отходов черных и цветных металлов, сырых шкур и др. На этой продукции отработают механизм контроля и документооборот. Если опыт окажется успешным, его перенесут на всех плательщиков НДС.

Законодателям пришлось пересмотреть список освобожденных от уплаты НДС товаров и услуг. Сейчас реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождена от НДС (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Налогоплательщики, совершающие перечисленные в статье 149 НК РФ операции, вправе не платить НДС при наличии у них соответствующих лицензий (п. 6 ст. 149 НК РФ). С 2018 года эта льгота утрачивает силу.

Покупатели лома и отходов черных и цветных металлов, сырых шкур будут удерживать НДС у поставщиков и перечислять его в бюджет в качестве налоговых агентов. Затем налогоплательщики вправе заявить этот к вычету на общих основаниях, установленных статьями 171 и 172 НК РФ. Сейчас НДС при реализации товаров (работ, услуг) уплачивает поставщик (ст. 154 НК РФ, ст. 173 НК РФ).

Напомним, что в общем случае налоговые агенты обязаны:

    правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджет на соответствующие счета Федерального казначейства;

    письменно сообщать в налоговую о невозможности удержать налог и о сумме задолженности в течение одного месяца со дня, когда стало известно о таких обстоятельствах;

    вести и налогов;

    представлять в инспекцию документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления налогов;

    в течение четырех лет хранить необходимые для налоговой документы (п. 3 ст. 24 НК РФ).

Как быть неплательщикам НДС

Если продавец соответствующих товаров не должен уплачивать НДС (например, он применяет спецрежим), то в договоре, первичном учетном документе он обязан сделать соответствующую запись или поставить отметку «Без налога (НДС)». Тогда покупатель вправе не удерживать налог.

Если налоговики выяснят, что поставщик поставил отметку «Без налога (НДС)», хотя не имел на это права, то ответственность за уплату остается на поставщике. Добросовестного налогового агента наказать будет нельзя. То же самое относится к ситуации, когда поставщик потерял право на спецрежим.

Освобождение от обязанностей налогового агента, даже если покупатель не намерен использовать товары в деятельности, облагаемой НДС, закон не предусматривает. Согласно статье 122 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление в установленный срок налогов грозит штрафом в 20 процентов от суммы налога.

Даже если расчеты производятся в безденежной форме, обязан исчислить НДС и уплатить его в бюджет (п. 1 ст. 161 и п. 2 ст. 153 НК РФ). Товарообменные операции это реализация товаров – облагаемая НДС сделка. Налоговые агенты должны исполнить свои обязанности (письма Минфина России от 18.03.11 № 03-07-11/60, от 24.10.06 № 03-04-15/190, от 26.06.06 № 03-04-08/130, УФНС России по г. Москве от 12.04.07 № 19-11/033709).

НДС снова исчисляется по оплате?

К новому закону есть ряд вопросов. Во-первых, неясно, как покупатель обязан поступить с НДС, если он товар получил, но пока еще не оплатил. Например, стороны договорились об отсрочке. В этой ситуации фактически удержать и перечислить налог в бюджет агент не в силах. Он сможет сделать это только за счет собственных средств. Однако закон таких требований к покупателю не предъявляет.

Во-вторых, не предусмотрена ситуация, если поставщиков-однодневок в сделках по купле-продаже лома и отходов черных и цветных металлов, сырых шкур заменят однодневки-покупатели. Допустим, однодневка не исполнила обязанности налогового агента – неправомерно не удержала НДС у формально добросовестного и не взаимозависимого с ней поставщика. Кто должен будет возместить потери бюджету?

Экономическая суть НДС не изменится

Экономическая суть НДС, как косвенного налога, не определяется тем, кто и каким образом уплачивает его в бюджет. Цель введения нормы – увеличить поступление в государственную казну, а также минимизировать незаконные схемы и защитить законопослушных налогоплательщиков от недобросовестных контрагентов.

После внедрения программы СУР АСК НДС-2 налоговикам стало легче отследить начисление НДС по всей цепочке контрагентов. Если кто-то из поставщиков не отражает счет-фактуру в своей книге продаж, у добросовестного покупателя возникает проблема с применением налоговых вычетов. В этом случае налогоплательщика просят убрать из книги покупок спорные вычеты и представить пояснения. Однако большинство покупателей при совершении сделки не имеют стопроцентной уверенности в добросовестности контрагента.

Статья 54.1 НК РФ запрещает привлекать к ответственности налогоплательщика за действия их контрагентов (письмо ФНС России от 23.03.17 № ЕД-5-9/547@), однако организациям необходимо проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе поставщиков. Что довольно проблематично с учетом спектра предлагаемых налогоплательщику для этой цели инструментов. Поэтому одну из целей – защиту налогоплательщиков, соблюдающих налоговое законодательство – поправки достигнут. Добросовестные покупатели смогут контролировать процесс уплаты налога. Будут сами удерживать и уплачивать его в качестве налоговых агентов.

У экономики есть вопросы посерьезнее НДС с покупателя

Не исключаю, что в итоге нововведение не приживется. Сами чиновники говорят, что на данном этапе экономики эффективнее развивать такие инструменты налогового контроля, как АСК НДС, АИС 3, маркировку товара. Изменение порядка уплаты НДС - не первостепенная задача. Кроме того, картину чиновникам могут сильно испортить покупатели-однодневки, неправомерно не удерживающие налог у поставщиков.

Журнал «Практическое налоговое планирование»

Чиновники придумали новый способ борьбы с многоступенчатыми цепочками перепродаж и незаконным возмещением НДС. Они решили, что если НДС будет платить не продавец, а покупатель, серые схемы станут неактуальны (письмо Минфина России от 14.08.17 № 03-07-14/51894). Депутаты поддержали чиновников и приняли в третьем чтении соответствующий законопроект № 274631-7.

Эксперимент планируют провести лишь над продавцами и покупателями лома и отходов черных и цветных металлов, сырых шкур и др. На этой продукции отработают механизм контроля и документооборот. Если опыт окажется успешным, его перенесут на всех плательщиков НДС.

Законодателям пришлось пересмотреть список освобожденных от уплаты НДС товаров и услуг. Сейчас реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождена от НДС (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Налогоплательщики, совершающие перечисленные в статье 149 НК РФ операции, вправе не платить НДС при наличии у них соответствующих лицензий (п. 6 ст. 149 НК РФ). С 2018 года эта льгота утрачивает силу.

Покупатели лома и отходов черных и цветных металлов, сырых шкур будут удерживать НДС у поставщиков и перечислять его в бюджет в качестве налоговых агентов. Затем налогоплательщики вправе заявить этот налог к вычету на общих основаниях, установленных статьями 171 и 172 НК РФ. Сейчас НДС при реализации товаров (работ, услуг) уплачивает поставщик (ст. 154 НК РФ, ст. 173 НК РФ).

Напомним, что в общем случае налоговые агенты обязаны:

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджет на соответствующие счета Федерального казначейства;
  • письменно сообщать в налоговую о невозможности удержать налог и о сумме задолженности в течение одного месяца со дня, когда стало известно о таких обстоятельствах;
  • вести учет доходов и налогов;
  • представлять в инспекцию документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления налогов;
  • в течение четырех лет хранить необходимые для налоговой документы (п. 3 ст. 24 НК РФ).

Как быть неплательщикам НДС

Если продавец соответствующих товаров не должен уплачивать НДС (например, он применяет спецрежим), то в договоре, первичном учетном документе он обязан сделать соответствующую запись или поставить отметку «Без налога (НДС)». Тогда покупатель вправе не удерживать налог.

Если налоговики выяснят, что поставщик поставил отметку «Без налога (НДС)», хотя не имел на это права, то ответственность за уплату остается на поставщике. Добросовестного налогового агента наказать будет нельзя. То же самое относится к ситуации, когда поставщик потерял право на спецрежим.

Освобождение от обязанностей налогового агента, даже если покупатель не намерен использовать товары в деятельности, облагаемой НДС, закон не предусматривает. Согласно статье 122 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление в установленный срок налогов грозит штрафом в 20 процентов от суммы налога.

Даже если расчеты производятся в безденежной форме, налоговый агент обязан исчислить НДС и уплатить его в бюджет (п. 1 ст. 161 и п. 2 ст. 153 НК РФ). Товарообменные операции это реализация товаров - облагаемая НДС сделка. Налоговые агенты должны исполнить свои обязанности (письма Минфина России от 18.03.11 № 03-07-11/60, от 24.10.06 № 03-04-15/190, от 26.06.06 № 03-04-08/130, УФНС России по г. Москве от 12.04.07 № 19-11/033709).

НДС снова исчисляется по оплате?

К новому закону есть ряд вопросов. Во-первых, неясно, как покупатель обязан поступить с НДС, если он товар получил, но пока еще не оплатил. Например, стороны договорились об отсрочке. В этой ситуации фактически удержать и перечислить налог в бюджет агент не в силах. Он сможет сделать это только за счет собственных средств. Однако закон таких требований к покупателю не предъявляет.

Во-вторых, не предусмотрена ситуация, если поставщиков-однодневок в сделках по купле-продаже лома и отходов черных и цветных металлов, сырых шкур заменят однодневки-покупатели. Допустим, однодневка не исполнила обязанности налогового агента – неправомерно не удержала НДС у формально добросовестного и не взаимозависимого с ней поставщика. Кто должен будет возместить потери бюджету?

Экономическая суть НДС не изменится

Экономическая суть НДС, как косвенного налога, не определяется тем, кто и каким образом уплачивает его в бюджет. Цель введения нормы – увеличить поступление в государственную казну, а также минимизировать незаконные схемы и защитить законопослушных налогоплательщиков от недобросовестных контрагентов.

После внедрения программы СУР АСК НДС-2 налоговикам стало легче отследить начисление НДС по всей цепочке контрагентов. Если кто-то из поставщиков не отражает счет-фактуру в своей книге продаж, у добросовестного покупателя возникает проблема с применением налоговых вычетов. В этом случае налогоплательщика просят убрать из книги покупок спорные вычеты и представить пояснения. Однако большинство покупателей при совершении сделки не имеют стопроцентной уверенности в добросовестности контрагента.

Статья 54.1 НК РФ запрещает привлекать к ответственности налогоплательщика за действия их контрагентов (письмо ФНС России от 23.03.17 № ЕД-5-9/547@), однако организациям необходимо проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе поставщиков. Что довольно проблематично с учетом спектра предлагаемых налогоплательщику для этой цели инструментов. Поэтому одну из целей – защиту налогоплательщиков, соблюдающих налоговое законодательство – поправки достигнут. Добросовестные покупатели смогут контролировать процесс уплаты налога. Будут сами удерживать и уплачивать его в качестве налоговых агентов.

У экономики есть вопросы посерьезнее НДС с покупателя

Не исключаю, что в итоге нововведение не приживется. Сами чиновники говорят, что на данном этапе экономики эффективнее развивать такие инструменты налогового контроля, как АСК НДС, АИС 3, маркировку товара. Изменение порядка уплаты НДС - не первостепенная задача. Кроме того, картину чиновникам могут сильно испортить покупатели-однодневки, неправомерно не удерживающие налог у поставщиков.

Возможно скоро бухгалтерам придется принять на себя дополнительные обязанности и оплачивать НДС не только за проданные или произведенные товары, но и за те товары и услуги, которые приобрела организация или ИП. Минфин хочет наделить покупателей ролью налоговых агентов. Для начала чиновники намерены провести такой эксперимент в отношении покупателей лома и отходов черных и цветных металлов.

Что случилось?

Новый способ уплаты НДС

Чиновники в своем письме отмечают, что система «АСК НДС-2» позволяет налоговикам отследить уплату НДС по всей цепочке контрагентов. Поэтому у добросовестного покупателя может возникнуть проблема с возвратом НДС, если кто-то из других налогоплательщиков не заплатил налог. В этом случае налоговые инспекторы информируют налогоплательщика об отсутствии источника для вычета НДС и просят пояснить несоответствия компанию, которая заявила вычет. Однако большинство покупателей при совершении сделки наверняка не могут знать оплатили все их контрагенты НДС в бюджет или нет. Кроме того нормы статьи 54.1 НК РФ запрещают налоговикам привлекать к ответственности покупателя за действия всех контрагентов в такой цепочке (письмо ФНС России от 23.03.17 № ЕД-5-6/547@).

Поэтому чиновники решили возложить обязанность по перечислению НДС в бюджет на самих покупателей. Таким способом они надеются ликвидировать схемы по многоступенчатым перепродажам товаров с целью ухода от налогов. Ведь покупатель сможет принять к вычету лишь тот налог, который он сам рассчитал и перечислил в бюджет. В результате работы у рядовых бухгалтеров значительно прибавится.