ГАЗ-66-11. Раздаточная коробка (устройство и ремонт)

Раздаточная коробка (рис. 104) имеет две передачи: прямую и понижающую. Прямая передача включается перемещением шестерни

2 включения заднего моста и понижающей передачи до зацепления с внутренними зубьями вторичного вала 3. Чтобы включить понижающую передачу, предварительно включают передний мост, что достигается вводом в зацепление с шестерней 9 привода переднего моста шестерни 7 включения переднего моста промежуточного вала. Включение понижающей передачи осуществляется перемещением шестерни 2 до зацепления с шестерней 10 понижающей передачи раздаточной коробки. Раздаточной коробкой управляют двумя рычагами. Левый рычаг служит для включения переднего моста и имеет два положения: переднее- мост включен и заднее - мост выключен. Правый рычаг служит для переключения передач в раздаточной коробке и имеет три положения: переднее - включена прямая передача; нейтральное (среднее) положение и заднее - включена понижающая передача.

Механизм переключения передач раздаточной коробки снабжен блокирующим устройством, исключающим возможность включения низшей передачи при выключенном переднем мосте, а также выключения переднего моста при выключенной низшей передаче. Блокирующее устройство предохраняет детали карданной передачи и заднего моста от перегрузки.

Уход за раздаточной коробкой заключается в подтяжке деталей крепления и проверке уровня масла в картере, доливке и смене его в соответствии с картой смазывания. Размеры сопрягаемых деталей раз-даточной коробки даны в прил. 2.

Неисправности раздаточной коробки и способы их устранения см. в табл. 8.

Рис. 104. Раздаточная коробка:
1-сапун; 2-шестерня включения заднего моста и понижающей передачи; 3-вторичный вал; 4-ведущая шестерня привода спидометра; 5-ведомая шестерня привода спидометра; 6-промежуточный вал; 7-шестерня включения переднего моста; 8-вал привода переднего моста; 9-шестерня привода переднего моста; 10-шестерня понижающей передачи; 11-первичный вал; 12-маслоотгонное кольцо; 13-шайба; 14-сливная пробка; 15-наливная
(контрольная) пробка

Таблица 8

1. Повышенный шум при работе раздаточной коробки а) износ зубьев шестерен Заменить изношенные шестерни
б) нарушение правильного зацепления шестерен вследствие износа подшипников Заменить изношенные подшипники
2. Трудное переключение передач а) заедание в приводе управления раздаточной коробкой, которое может быть следствием погнутости или износа деталей привода; Проверить состояние привода и заменить непригодные детали
б) износ зубьев шестерен; Заменить шестерни
в) заедание в подвижных шлицевых соединениях вследствие попадания в них металлических частиц, от износа деталей; Проверить состояние шлицевых соединений, очистить шлицы, подобрать детали по шлицам для обеспечения легкости переключения и заменить масло
г) туго затянуты гайки сальников штоков переключения передач Ослабить ганки сальников штоков, не допуская через них течи масла
3. Самовыключение прямой передачи при движении а) износ зубьев шестерен; Заменить шестерни
б) износ вилок и штоков; Заменить изношенные детали
в) износ подшипников; Заменить подшипники
г) износ отверстий вилок тяг, пальцев и отверстий рычагов; Заменить изношенные детали
д) неправильно отрегулирована по длине тяга включения прямой передачи; Отрегулировать длину тяг по размеру 893мм ±1мм(между осями пальцев тяги)
е) погнута вилка Заменить вилку
4. Течь масла из раздаточной коробки а)повреждены или изношены сальники; Заменить сальники
б)ослабло крепление крышек; Подтянуть крепеж
в)завышенный уровень масла в картере; Слить излишек масла
г)засорение сапуна; Прочистить сапун
д)повреждение прокладок; Заменить прокладки
е) не затянуты гайки штоков Подтянуть гайки

5.2. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт раздаточной коробки, разборка, определение технического состояния деталей

СНЯТИЕ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ С АВТОМОБИЛЯ

  • Отсоединить от штоков тяги рычагов управления раздаточной коробки.
  • Отсоединить от рычага горизонтальную тягу ручного тормоза.
  • Отсоединить промежуточный карданный вал, вал привода переднего моста и карданный вал привода заднего моста, снять раздаточную коробку.

РАЗБОРКА РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ

  • Снять с фланца ведомого вала барабан центрального тормоза.
  • Раскернить в отвернуть гайку кольцевого фланца ведомого вала, снять фланец и центральный тормоз.
  • Снять крышку верхнего люка и вынуть из отверстий шарики фиксаторов с пружинами.
  • Вывернуть пробку из отверстия под стопорные ползуны.
  • Вынуть из картера штоки переключателя вилки и ползуны блокирующего устройства штоков с пружиной.
  • Вывернуть из картера гайки сальников, вынуть уплотнительные кольца, шайбы и сальники.
  • Снять предохранительные колпаки штоков.
  • Раскернить и отвернуть гайку крепления фланца ведущего вала.
  • Снять фланец и крышку шарикового подшипника ведущего вала.
  • Вынуть из картера ведущий вал с подшипником в сборе и шестерню включения заднего моста и понижающей передачи.
  • Вывернуть из крышки подшипника ведомого вала плунжер ведомой шестерни привода спидометра и вынуть последнюю из крышки.
  • Снять крышку подшипника ведомого вала, снять с ведомого вала задний шариковый подшипник (рис. 51) и ведущую шестерню привода спидометра.

Рис.51. Снятие заднего подшипника с ведомого вала

  • Вынуть из паза на наружной обойме переднего шарикового подшипника ведомого вала стопорное кольцо и вынуть из картера через боковой люк ведомый вал в сборе с подшипником.
  • Снять крышки промежуточного вала.
  • Раскернить и отвернуть гайку крепления переднего подшипника промежуточного вала и снять с промежуточного вала стопорные полукольца.
  • Спрессовать передний подшипник промежуточного вала, снять упорную шайбу (на некоторых автомобилях упорной шайбы нет).
  • Вынуть промежуточный вал в сборе с задним подшипником и шестерни включения переднего моста и понижающей передачи. Отвернуть гайку крепления фланца вала привода к переднему мосту.
  • Снять крышки вала привода к переднему мосту.
  • Раскернить и отвернуть гайку крепления заднего шарикового подшипника вала привода к переднему мосту в спрессовать подшипник.
  • Вынуть из картера вал привода к переднему мосту и шестерню.
  • Спрессовать шариковый подшипник ведущего вала.
  • Спрессовать передний шариковый подшипник с ведомого вала.
  • Выпрессовать из гнезда ведомого вала роликовый подшипник (рис. 52).
  • Спрессовать передний шариковый подшипник вала привода к переднему мосту.
  • Вынуть из паза наружной обоймы подшипника стопорное кольцо.
  • Снять стопорное кольцо из паза вала.
  • Снять задний подшипник промежуточного вала.

Рис.52. Выпрессовка из гнезда ведомого вала роликового подшипника

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ

Перед сборкой раздаточной коробки осмотреть все детали.
Требования относительно технического состояния деталей раздаточной коробки аналогичны требованиям к деталям коробки передач. Данные по предельно допустимому износу деталей раздаточной коробки приведены в табл. 10.
Величина допустимого радиального зазора в подшипниках раздаточной коробки и способ его проверки такие же, как для подшипников коробки передач, за исключением роликового подшипника ведущего вала, для которого допустимый радиальный зазор равен 0,06 мм при проверке под нагрузкой 5 кГ.

Основные размеры деталей раздаточной коробки табл.10
Наименование размера Размеры,мм
номинальный допустимый без ремонта
Картер раздаточной коробки
Диаметр отверстий под шариковые подшипник ведущего и промежуточного валов и вала привода переднего моста 80 +0,08 80,04
Диаметр отверстия под подшипник ведомого вала 100 +0,035 100,05
Диаметр отверстий под штоки 16 +0,105 +0,045 16,15
Ведущий вал
Диаметр шейки под роликовый подшипник 25 -0,008 -0,022 24,97
Диаметр шейки под шариковый подшипник 34±0,008 34,98
Ширина шейки под муфту фланца 5 -0,013 -0,070 4,82
Ширина шейки под скользящую шестерню 6 -0,013 -0,050 5,9
Ведомый вал
Диаметр гнезда под роликовый подшипник 62 -0,03 61,96
45 +0,020 +0,003 44,99
Ширина шлицев 5,85 -0,05 5,7
Толщина зуба шестерни (высота замера 5,913) 7,71 -0,08 -0,12 7,5
Промежуточный вал
Диаметр шейки под передний подшипник 35 -0,017 34,97
Диаметр шейки под задний подшипник 17 -0,012 -0,028 34,99
Ширина шлицев 35 +0,020 +0,003 6,82
Вал привода к переднему мосту
Диаметр шеек под передний задний подшипник 35±0,008 34,97
Ширина шлицев переднего конца 7 -0,015 -0,065 4,8
Ширина шлицев заднего конца 5 -0,013 -0,070 5,84
Шестерня включения понижающей передачи
Толщина зуба (высота замера 6,18) 8,076 -0,08 -0,012 7,87
Ширина паза под вилку 8 +0,25 +0,1 8,4
Ширина паза шлицев 6 +0,027 6,08
Шестерня понижающей передачи промежуточного вала
Толщина зуба (высота замера 5,44) 7,29 -0,08 -0,12 7,08
Ширина паза шлицев 7 +0,05 7,15
Шестерня скользящая промежуточного вала
Толщина зуба (высота замера 5,92) 7,68 -0,08 -0,12 7,47
Ширина паза шлицев 7 +0,05 7,1
Ширина паза под вилку 8 +0,25 +0,10 8,4
Шестерня вала привода переднего моста
Толщина зуба (высота замера 5,91) 7,71 -0,08 -0,12 7,5
Ширина паза шлицев 6 +0,027 6,14
Муфта ведомого вала
Диаметр шейки под сальник 51 -0,1 50,7
Ширина паза шлицев 5,89 +0,05 6.06
Муфта ведущего вала
Диаметр шейки под сальник 5 -0,12 50,7
Ширина паза шлицев. 5 +0,05 5,16
Детали механизма переключения
Толщина лапок вилок включения заднего и переднего мостов 8 -0,10 -0,25 7,55
Диаметр штоков переключения передач 16 -0,018 15,97

Самые первые полноприводные машины появились в продаже на начале 20 столетья. Это были легковые автомобили, которые предназначались для использования в гонках по бездорожью и шоссе. Многие автолюбители не очень хорошо восприняли новое изобретение, потому как считали его абсолютно бесполезным и не желали платить огромные деньги за бессмысленную вещь. Разработчики перестали надеяться, и разработка ушла на второй план. Но в десятых годах минувшего века разработчики принялись реанимировать свою разработку и изобрели полноприводные грузовые автомобили имеющие деталь как раздаточная коробка , газ 66 не исключение.

Разработчики пытались решить такой вопрос: Каким образом можно распределить крутящий момент между двумя ведущими мостами?. Причём было совершенно понятно, что привычная коробка скоростей не в состоянии решить поставленную задачу. После множества манипуляций разработчикам удалось изобрести абсолютно новый агрегат, который начал выполнять такие задачи:

  1. Распределять крутящий момент между ведущими мостами;
  2. Создавать целый ряд передаточных отношений, которые способствовали согласованию скорости крутящего момента, с которой вращается коленвал и скорость самого автомобиля;
  3. Не препятствует обратному движению.

Из-за привычки многие автолюбители продолжали называть изобретённый механизм коробкой скоростей, но эта коробка была оснащена двумя выходными валами. Несмотря на больший успех по сравнению с первым изобретением, эта разработка также не обрела ожидаемый успех из-за большой стоимости. Вполне вероятно, что эта разработка также могла забыться, но всему помешала Первая мировая война. Следственно возникает вопрос: Какое отношение изобретение имеет к Первой мировой войне?. Понятное дело, что военные действия не ведутся на идеально ровных дорогах, а иногда вообще не на дорогах. Именно по этой причине стали использовать полноприводные автомобили в военных целях. Такова была история создания раздаточной коробки. В представленной нами статье вы сможете узнать много другой не менее интересной информации связанной с раздаточной коробкой. Мы рассмотрим такие вопросы:

  • Раздаточная коробка;
  • В каких автомобилях используется раздаточная коробка;
  • Типы раздаточных коробок;
  • Основные функции раздаточной коробки;
  • Устройство детали как раздаточная коробка газ 6б;
  • Техническое обслуживание раздаточной коробки газ 66;
  • Самые распространённые неисправности раздаточной коробки;
  • Разбор детали как раздаточная коробка;
  • Правильное регулирование раздаточной коробки.

Основная информация по раздаточной коробке

Что же такое раздаточная коробка?

Раздаточная коробка – это агрегат, который изначально был создан для распределения крутящего момента от двигателя к нескольким приводным механизмам, которые чаще всего увеличивают количество передач в трансмиссии.

Раздаточная коробка выполняет функцию распределения усилия на всеведущие мосты автомобиля. К тому же с его помощью происходит включение и выключение ведущего переднего моста. Обычно раздаточная коробка оснащается двухступенчатым редуктором. При его воздействии происходит изменение передаточных чисел, а также происходит увеличение количества передач автомобиля.

Самый первый ряд передаточных чисел образовывается при включении высшей передачи автомобиля. Второй ряд образовывается во время понижения автомобильной передачи. Благодаря этому транспортное средство можно использовать в различных дорожных условиях. Конструкция транспортного средства с большой проходимостью оснащается устройством, которое не позволяет включать понижающую передачу во время функционирования переднего моста. Благодаря этому устройство выполняет предохранительную функцию заднего моста от перегруза не маленьким крутящим моментом.

Раздаточная коробка предназначена для выполнения таких функций:

  1. Увеличивает крутящий момент на ведущих колёсах в пределах, которые необходимы для преодоления сопротивления качания колёс во время движения транспортного средства по не очень хорошим дорогам или бездорожью, а также на крутых подъёмах;
  2. Распределяет крутящий момент между ведущими мостами для того, чтобы обеспечить самую лучшую проходимость транспортного средства и не создавая при этом негативное явление – циркуляцию мощности в трансмиссии;
  3. Обеспечивает устойчивое передвижение транспортного средства при передвижении на маленькой скорости и функционировании двигателя на режиме максимального крутящего момента.

Раздаточная коробка состоит из таких элементов:

  1. Механизм для совершения управления транспортным средством;
  2. Приводного вала заднего моста, который имеет зубчатые колёса. Вал привода заднего моста оснащён внутренними и наружными зубастыми венцами;
  3. Вал привода переднего моста, который имеет зубчатые колёса;
  4. Ведущий вал, который имеет подвижное на шлицах зубчатое колесо, включающим прямую и понижающую передачи;
  5. Промежуточный вал, который имеет зубчатые колёса, включающие понижающую передачу и подвижное зубчатое колесо, включающее задний и передний мосты.

Основные типы раздаточных коробок

Конструкции раздаточных коробок отличаются между собой видом системы полного привода. Именно из-за отличий конструкции раздаточные коробки отличаются множеством режимов функционирования. Итак, основные режимы функционирования раздаточной коробки транспортного средства:

  1. Подключённая задняя ось;
  2. Подключение обеих осей, которые имеют межосевую блокировку и понижение передач транспортного средства;
  3. Подключение обеих приводных осей;
  4. Подключение обеих осей, которые имеют межосевую блокировку;
  5. Подключение обеих осей, которые имеют автоматическую блокировку межосевого дифференциала.

Переключение режимов раздаточной коробки транспортного средства производится с помощью клавиш на панели приборов, которые оказывают некое воздействие на органы руководства самой раздаточной коробки, или рычага управления поворотного переключателя. В большинстве случаев полноприводные автомобили, которые не предназначаются для внедорожного использования, руководство раздаточной коробки происходит автоматически.

Транспортные средства, на которые была установлена система полного привода, в обязательном порядке уснащаются раздаточной коробкой. На сегодняшний момент существует несколько типов раздаточных коробок, которые различаются между собой в зависимости от применения транспортного средства, на котором оно будет использоваться.

Существующие типы коробок:

  1. Оснащённая несоосными валиками. Здесь нет промежуточного валика. Самыми главными преимущества представленного типа раздаточной коробки заключается в компактности, бесшумности, а также высоком КПД. Также этот тип раздаточной коробки отличается от других маленькой металлоёмкостью;
  2. Оснащённая соосными валиками. Представленный тип раздаточной коробки довольно сильно распространён благодаря возможности использования единственной основной передачи для заднего и переднего моста;
  3. Оснащённая дифференциальным приводом. В представленном типе коробки передач используется межосевой дифференциал, который обеспечивает вращение ведущих валиков, имеющих различные скорости. Транспортное средство, которое было оснащено представленным типом раздаточной коробки, имеет постоянно функционирующий передний мост. Для того чтобы повысить проходимость межосевого дифференциала выполняется с принудительной блокировкой;
  4. Оснащённая блокированным приводом. Представленный тип раздаточной коробки даёт возможность пользоваться полной тяговой силы без пробуксирования колёс транспортного средства. При использовании данной раздаточной коробки передний мост включается исключительно на труднопроходимых участках дороги. Во время движения транспортного средства по твёрдому покрытию с целью экономии топливной смеси и для понижения уровня износа колёсных шин передний мост выключается;
  5. Рассмотрим основные особенности конструкции и принцип функционирования раздаточной коробки с дифференциальным и блокированным приводами на примере раздаточной коробки газ 66 и ваз 2121 нива.

Раздаточная коробка газ 66, оснащённая блокированным приводом, представляет из себя один агрегат, который имеет дополнительную коробку передач.

Комплектация раздаточной коробки с блокированными приводами газ 66:

  • Картер;
  • Промежуточный валик;
  • Ведущий валик;
  • Валик привода заднего моста;
  • Валик привода переднего моста;
  • Шестерёнки включения понижающей и прямой передачи;
  • Шестерёнки понижающей передачи;

Ведущий валик, получает крутящий момент от коробки передач с помощью карданной передачи. Шлицы ведущего валика оснащаются прямой шестерёнкой и понижающей передачей, а на промежуточном валике жестко закрепляется шестерёнка понижающей передачи. На шлицах устанавливается передвижная шестерёнка, которая включает передний мост. В валике привода переднего моста на шлицах в неподвижном состоянии закрепляется шестерёнка. Для произведения включения переднего моста нужно передвигать шестерёнку назад. Во время функционирования прямой передачи шестерёнка ведущего валика, производит перемещение назад по шлицам, таким образом, она входит в сцепление с внутренними зубчиками шестерёнки ведомого валика. Передний мост включается благодаря перемещению шестерёнки в обратное положение по шлицам валика. Рычаги, которые обеспечивают включение пониженной передачи и переднего моста располагаются в кабинке. На большинстве раздаточных коробок пониженная передача не может функционировать до тех пор, пока не будет функционировать передний мост, а для этого в большинстве случаев используется механическая блокировка.

Раздаточная коробка с дифференциальным приводом

Раздаточная коробка с дифференциальным приводом чаще всего устанавливается на кроссоверы и может не быть оснащена пониженной передачей. Также представленный тип раздаточной коробки может использоваться на транспортных средствах, имеющих повышенную проходимость (явный пример ваз 2121 нива).

Комплектация раздаточной коробки с дифференциальным приводом на ваз 2121 нива:

  • Пробка;
  • Шестерёнка;
  • Муфта;
  • Редуктор привода спидометра;
  • Кронштейн крепежа;
  • Промежуточный валик;
  • Валик привода моста;
  • Ведущий валик;
  • Корпус дифференциала;
  • Сателлит;
  • Подушечка;
  • Подшипник;
  • Зубчатый венец;
  • Фланец;
  • Вилка;
  • Фиксатор;
  • Рычаг;
  • Ползунок;
  • Пружинка
Техническое обслуживание и неисправности раздаточной коробки

Как и любая деталь автомобиля раздаточная коробка требует определённого ухода. Техническое обслуживание раздаточной коробки заключается в регулярной проверке крепежа, поддержании необходимого уровня смазки, а также проведении регулярной смены масла находящегося в картере.

Большинство неисправностей раздаточной коробки аналогичны поломкам коробки передач. Хотя некие поломки существуют исключительно в механизме раздаточной коробки. Итак, основная неполадка раздаточной коробки это самостоятельное выключение переднего моста.

Распространёнными причинами самостоятельного выключения моста являются:

  1. Износились канавки ползунка, зубчики муфты шестерёнок привода переднего моста или включения, вилки;
  2. Ослабилась или поломалась пружинка фиксатора. Из-за этого ползунок не может зафиксироваться и легко перемещается по осевому направлению;
  3. Ослабился крепёж подшипников валика привода моста. Из-за этого образовывается перекос зубчиков валика и муфты включения.

Для того чтобы устранить возникшие неисправности в некоторых случаях необходимо демонтировать раздаточную коробку с транспортного средства и разобрать её. Степень разборки раздаточной коробки зависит от характера неисправности, а значит, разборка может быть полная или частичная.

Как снять и разобрать раздаточную коробку?
  1. Отсоедините от штоков тяги рычаги руководства раздаточной коробкой;
  2. Отсоедините от рычага горизонтально расположенную тягу ручного тормоза;
  3. Отсоедините промежуточный карданный валик;
  4. Отсоедините валик привода переднего моста;
  5. Отсоедините карданный валик привода заднего моста;
  6. Снимите раздаточную коробку.

Разбираем:

  1. Снимите с фланца ведомого валика барабан центрального тормоза;
  2. Отверните гайку крепежа фланца ведомого валика;
  3. Снимите фланец и центральный тормоз;
  4. Снимите крышку верхнего люка и выньте шарики фиксаторов с пружинками;
  5. Выкрутите пробку из отверстия для стопорных ползунков;
  6. Выньте из картера штоки переключения, ползунки и вилки;
  7. Выкрутите гайки сальников из картера, уплотняющие кольца, шайбочки и сальники;
  8. Снимите предохраняющие колпачки штоков;
  9. Открутите гайку е=крепежа фланца ведущего валика;
  10. Снимите фланец и крышечку шариков подшипника ведущего валика;
  11. Вытащите из картера ведущий валик вместе с подшипником и шестерёнку включения заднего моста;
  12. Вытащите из крышечки подшипника ведомого валика штурец ведомой шестерёнки привода спидометра;
  13. Снимите крышечку подшипника ведомого валика;
  14. Снимите с ведомого валика задний шариковый подшипник и ведущую шестерёнку привода спидометра;
  15. Вытащите из пазов на наружной обойме переднего шарикового подшипника ведомого валика стопорящее колечко;
  16. Вытащите из картера ведомый валик вместе с подшипником;
  17. Снимите крышки промежуточного валика;
  18. Открутите гайку крепежа переднего подшипника промежуточного валика;
  19. Снимите с промежуточного валика стопорящие полукольца;
  20. Снимите упорную шайбу;
  21. Вытащите промежуточный валик вместе с задним подшипником и шестерёнкой включения переднего моста;
  22. Открутите гайку крепежа фланца валика привода к переднему мосту;
  23. Снимите крышки валика привода;
  24. Открутите гайку крепежа заднего шарикового подшипника валика привода;
  25. Вытащите из картера валик привода и шестеренку;
  26. Вытащите из лаза внешней обоймы подшипника стопорящее колечко;
  27. Спрессуйте передний шариковый подшипник с ведомого валика;
  28. Выпрессуйте из гнёздышка ведомого валика роликовый подшипник.

Да Нет

Узлы и детали раздаточной коробки и карданные валы автомобиля ГАЗ-66

Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66

Раздатка автомобиля ГАЗ-66 (рис.1) служит для увеличения крутящего момента и передачи его к заднему и переднему мостам. В раздаточной коробке помещается также устройство для включения и выключения переднего ведущего моста.

Раздатка автомобиля ГАЗ-66 с блокированным приводом представляет собой один агрегат с дополнительной коробкой передач и включает в себя:

Ведущий вал с подвижным на шлицах зубчатым колесом включения прямой (задний мост) и понижающей передачи;

Вал привода заднего моста с зубчатым колесом, имеющим наружный и внутренний зубчатые венцы;

Промежуточный вал с зубчатым колесом включения понижающей передачи и подвижным (на шлицах) зубчатым колесом включения заднего и переднего мостов;

Вал привода переднего моста с зубчатым колесом;
- механизм управления.

На автомобилях, предназначенных для работы в тяжелых дорожных условиях, устанавливают дополнительную коробку передач с двумя понижающими или одной прямой и одной понижающей передачами, позволяющими еще больше увеличивать тяговое усилие на ведущих колесах при любой передаче в коробке передач.

Если автомобили имеют больше одной ведущей оси, то дополнительная коробка передач, как правило, конструктивно объединяется с раздаточной коробкой.

Управление раздаточной коробкой ГАЗ-66 производится двумя рычагами. Требуемое положение рычагов управления обеспечивается регулировкой длины тяг.

Для регулировки положения рычага раздатки необходимо расшплинтовать палец тяги, вынуть его из вилки, передвинуть шток до полного включения требуемой передачи (фиксатор должен четко зафиксировать положение штока), поставить рычаг в положение, соответствующее включенной передаче, и вращением вилки установить необходимую длину тяги.

Затем надо совместить отверстия в рычаге и вилке тяги, вставить палец, зашплинтовать его, и затянуть контргайку на тяге.

Рис.1. Раздаточная коробка ГАЗ-66

1-Сапун;2-Шестерня ведущего вала; 3-Шестерня вала привода заднего моста;4-Ведущая шестерня спидометра; 5-Ведомая шестерня спидометра;6-Промежуточный вал; 7 и 10-Шестерни промежуточного вала; 8-Вал привода переднего моста; 9-Шестерни привода переднего моста; 11-Ведущий вал;12 и 13- Пробки

Раздаточная коробка ГАЗ-66 для автомобиля повышенной проходимости с двумя ведущими мостами представляет собой один агрегат с дополнительной двухступенчатой коробкой передач.

Вторичный вал коробки передач соединен карданной передачей с ведущим валом 11 раздаточной коробки.

Передний шарикоподшипник вала 11 расположен в стенке картера раздаточной коробки, а задний роликоподшипник - в выточке шестерни 3, изготовленной как одно целое с валом привода заднего моста.

Вал привода заднего моста и вал 8 привода переднего моста, а также промежуточный вал 6 вращаются на шарикоподшипниках.

Шестерня 7 промежуточного вала раздатки ГАЗ-66, перемещаясь по шлицам, может входить в зацепление с шестернями 3 и 9, а шестерня 2 ведущего вала 11 - с шестерней 10 промежуточного вала.

У шестерни 3, кроме наружного, имеется также внутренний зубчатый венец, с которым может сцепляться шестерня 2.

На выходящих из картера раздаточной коробки концах валов привода переднего и заднего мостов на шлицах установлены втулки с фланцами карданных шарниров, закрепленные болтами с шайбами.

Крутящий момент от ведущего вала 11 раздатки ГАЗ-66 может передаваться к заднему мосту через внутреннее зацепление шестерен 2 и 3 а к переднему мосту - через шестерни 2, 3, 7 и 9.

При положении шестерни 2, крутящий момент на ведущие мосты не пере¬дается.

При введении шестерни 2 в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерни 3 включается высшая (прямая) передача заднего моста.

Если ввести также шестерню 7 в зацепление с шестернями 3 и 9, то будет включена прямая передача переднего моста.

Если шестерню ведущего вала раздатки переместить влево до зацепления с шестерней 10 (шестерня 7 остается включенной), то будет включена понижающая передача, при которой крутящий момент к заднему мосту будет передаваться через шестерни 2, 10, 7 и 3, а к переднему мосту через шестерни 2, 10, 7 и,9 и далее через карданные передачи.

Передаточное число понижающей передачи равно 1,96.

Для включения переднего моста передвигают шестерню 7 по валу 6 вправо; при этом она входит в зацепление с шестерней 9, сидящей на валу 8, и соединяет последнюю с шестерней 3.

При передвижении шестерни 7 влево до вывода ее из зацепления с шестерней 3 передний мост выключается.

Шестерни 4 и 5 раздаточной коробки ГАЗ-66 служат для привода спидометра. Масло в картер заливается через отверстие, закрываемое пробкой 13.

Это отверстие служит также для контроля уровня масла, которое спускается через отверстие, закрытое пробкой 12. Сапун 1 служит для вентиляции картера раздаточной коробки.

В системе управления раздаточной коробкой имеется блокировка, исключающая возможность включения понижающей передачи раздаточной коробки при выключенном переднем мосте, а также выключения переднего моста при включенной понижающей передаче в раздаточной коробке.

Периодически необходимо проверять уровень масла в картере раздатки и, при необходимости, доливать до уровня контрольной пробки.

При безгаражном хранении автомобиля в зимнее время для облегчения его трогания с места рычаги раздаточной коробки следует оставлять во включенном положении.

Карданы автомобиля ГАЗ-66

Карданный привод автомобиля ГАЗ-66 состоит из трех карданных валов открытого типа, на концах которых смонтированы герметичные карданные шарниры на игольчатых подшипниках с увеличенной периодичностью смены смазки.

Со стороны переднего и заднего ведущих мостов карданные шарниры закрыты штампованными колпаками.

В связи с тем, что расстояние между раздаточной коробкой и мостами, а также между коробкой передач и раздаточной коробкой не остаются постоянными при движении автомобиля, карданные валы имеют подвижные шлицевые соединения.

Передний и задний карданные валы ГАЗ-66 одинаковы и отличаются лишь установочными размерами. Устройства карданного вала показано на рис.2.

Рис. 2. Карданный вал ГАЗ-66

1 - фланец; 2 - крышка подшипника; 3 - крестовина; 4 - подшипник; 5 и 9 - сальники; 6-масленка; 7-обойма сальника; 8-скользящая вилка, 10 - наружный колпак; 11 - внутренний колпак; 12 - клапан

Для устранения выбрасывания смазки из подшипников и предохранения их от загрязнения в карданных шарнирах установлены сальники 5 и 9.

В центре крестовины карданного вала находится предохранительный клапан 12, служащий для выхода излишков смазки во время сборки шарниров при замене смазки в них.

Для замены смазки необходимо снять карданный вал ГАЗ-66, разобрать шарниры, удалить старую смазку, промыть детали, заложить в каждый подшипник по 3-4 г смазки (1/3 от объема подшипника) и собрать шарниры.

Сальниковое уплотнение подвижного шлицевого соединения состоит из двух резиновых сальников. Натяг сальников уплотнения регулируется навинчиванием обоймы сальника.

Уход за карданами ГАЗ-66 состоит в смазке карданных шарниров, шлицевого соединения, очистке валов от грязи, в проверке осевого и углового зазоров в шарнирах и зазорах в шлицевом соединении, регулировке затяжки обоймы сальника 7 и проверке крепления фланцевых карданных валов.

Во избежание нарушений балансировки при разборке валов все детали маркировать для того, чтобы во время сборки их поставить на прежние места и в прежнем положении.

Следует также обратить внимание на то, чтобы стрелки, указывающие на взаимное расположение валов по шлицевому соединению, лежали в одной плоскости, как указано на рис. 2.

Передний и задний кардан ГАЗ-66 должны ставиться скользящими вилками в сторону раздаточной коробки, промежуточный вал - в сторону коробки передач.

Неисправности карданных валов ГАЗ-66 и способы их устранений

Стук в карданных валах при резком изменении вращения

Износ игольчатых подшипников или шлицевого соединения

Ослабление крепления карданных валов

Проверить карданные валы вращением от руки. При обнаружении люфта заменить изношенные детали. Подтянуть болты крепления карданной передачи.

Вибрация карданных валов ГАЗ-66

Изгиб труб, неправильно собрано шлицевое соединение (не совмещены риски на деталях), ослабление крышек подшипников. Проверить правильность сборки и крепления карданных валов, поврежденные детали заменить.

Течь смазки из шарниров, шлицевого соединения - Износ или повреждение сальников. Сальники заменить.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  • Обслуживание топливной системы дизельного двигателя Д-245

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  • Операции по сборке базовых компонентов двигателя ЗИЛ-130

_________________________________________________________________________________________