РФ представляет собой разделение доходной и расходной части по отдельным группам в зависимости от конкретных признаков. Предназначение такого разделения заключается в облегчении системы и поддержании порядка вовлечения и использования средств. Действительно, наличие четкой классификации позволяет аналитикам не только проследить целевое использование финансовых ресурсов, но и выявить моменты нецелесообразного вложения средств либо обнаружить пути увеличения доходов.

Бюджетная классификация РФ базируется на определенных требованиях и принципах. В первую очередь группировка должна соответствовать принципам четкости и прозрачности, чтобы каждый человек, взяв законодательный акт или иной государственный документ, понимал и ориентировался в данном делении. Также к системе отражения показателей расходов и доходов предъявляется требование детального отражения показателей, что значительно облегчает процедуру проверки качества реализации

Современная бюджетная классификация РФ организована таким образом, чтобы обеспечить сопоставимость данных на международном уровне. Это в свою очередь является огромным шагом к укреплению отношений с представителями иностранных компаний. Все национальные фирмы и организации, соблюдающие должны придерживаться группировки доходов и расходов, созданной государственными органами. Итак, бюджетная классификация РФ включает:

1) Разделение на группы всех доходов, поступающих в казну государства.

2) Затем выделяют следующую классификацию расходной части:

a) организационную;

b) функциональную;

c) экономическую;

e) видов государственного внутреннего и внешнего долга.

Доходная часть дифференцируется по источникам поступления средств. А детализация проявляется в формировании отдельных групп, подгрупп, статей и подстатей.

Расходная часть отражает направления использования поступивших средств. В связи с этим функциональная классификация предполагает отражение целей, на которые идут в рамках данного деления. Большая часть средств уходит на обеспечение бесперебойного выполнения главных функций государственных органов, на реализацию социальных программ, имеющих первостепенное значение. В рамках функциональной дифференциации можно отметить наличие уровней. Первый отражает разделы конкретных государственных функций. Под вторым уровнем принято понимать совокупность конкретизирующих подразделов. На третьем уровне сосредоточены статьи целевого расходования средств. То есть суммы поступают непосредственно к распорядителям и предназначены на финансирование определенных нужд. И четвертый уровень является детализацией статей по видам расходов. В общем виде такое деление присуще каждой классификации расходной части.

Организационная бюджетная классификация Российской Федерации предназначена для распределения финансовых ресурсов среди получателей или распределителей в рамках республиканского и местного бюджета, а также бюджетов федераций. Соответственно, классификация экономическая выражает расходы на экономические нужды. Следующая группа раскрывает финансирование бюджетного дефицита и долга как внутреннего, так и внешнего.

Бюджетная классификация РФ направлена на облегчение достижения главных целей политики, проводимой государством, а также на упрощение системы мониторинга финансов, призванного облегчить контроль над целесообразностью расходов в той или иной сфере. Кроме того, она позволяет правительству выявлять дополнительные

Что такое бюджетная классификация?

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. Бюджетная классификация необходима для определения:

Целей расходования бюджетных средств;

Задач и курса финансовой политики государства;

Источников бюджетных ресурсов.

Бюджетная классификация необходима также для составления и исполнения бюджетов, для обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов РФ - представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Группы доходов состоят из статей доходов. Статьи доходов объединяют конкретные виды доходов по источникам получения;

- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение государством основных функций. Первым уровнем классификации являются разделы. Вторым - подразделы, которые конкретизируют направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Классификация целевых статей расходов образует третий уровень функциональной классификации. Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям;

- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Выделяют текущие расходы - закупки товаров, оплата услуг; капитальные расходы - капитальные вложения, капитальный ремонт и т.д.;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на внутреннем рынке для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ на внешнем финансовом рынке для финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований - это группировка их долговых обязательств (например, государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР);

классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ - это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ, например государственный внешний долг РФ, в том числе по кредитам и т. п. -ведомственную классификацию расходов федерального бюджета - это группировка расходов бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета.


Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 135 с.

ТЕМА 4. Бюджетная система Российской Федерации

4.2. Бюджетная классификация

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

Для составления, утверждения и исполнения бюджета;
- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
- составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

Классификация доходов бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

Налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
- налоги на совокупный доход;
- налоги на имущество;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
- доходы от продажи земли и нематериальных активов;
- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
- административные платежи и сборы;
- штрафные санкции, возмещение ущерба;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

От нерезидентов;
- от бюджетов других уровней;
- от государственных внебюджетных фондов;
- от государственных организаций;
- от наднациональных организаций;
- средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.

Классификация расходов бюджета

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 4.1)

Рис. 4.1. Классификация расходов государственного бюджета РФ

Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Государственное управление и местное самоуправление;
- судебная власть;
- международная деятельность;
- национальная оборона;
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- промышленность, энергетика и строительство;
- сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Так, раздел "Международная деятельность" состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ

Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:

Финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;
- государственные ценные бумаги;
- бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
- прочие источники внутреннего финансирования;
- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

Кредиты международных финансовых организаций;
- кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;
- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;
- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;
- прочее внешнее финансирование.

Классификация государственных долгов РФ и субъектов РФ

Государственные долги делятся на внутренние и внешние.

Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:

  • целевые займы и вклады;
  • государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;
  • государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;
  • казначейские обязательства;
  • государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
  • ОФЗ-ПК и т.д.

Классификация видов государственного внешнего долга РФ - это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Классификация состоит из группы "Государственный внешний долг РФ", включающая следующие подгруппы:

  • кредиты, полученные от правительств иностранных государств;
  • кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;
  • кредиты, полученные от международных финансовых организаций.

Это может быть интересно (избранные параграфы):

Бюджетная классификация

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

Для составления, утверждения и исполнения бюджета;

Контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

Обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

Составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

1. Классификация доходов бюджетов -- это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

2. Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации -- разделы, второй уровень подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов, третий уровень -- целевые статьи расходов федерального бюджета, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов, четвертый уровень -- виды расходов федерального бюджета, детализирующие направление финансирования расходов по целевым статьям .

Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

3. Экономическая классификация расходов бюджетов -- это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.

4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

5. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов .

Бюджеты всех уровней состоят и двух частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

Налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

Налоги на совокупный доход;

Налоги на имущество;

Платежи за пользование природными ресурсами;

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

Прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

Доходы от продажи земли и нематериальных активов;

Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

Административные платежи и сборы;

Штрафные санкции, возмещение ущерба;

Доходы от внешнеэкономической деятельности;

Прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

От нерезидентов;

От бюджетов других уровней;

От государственных внебюджетных фондов;

От государственных организаций;

Средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами; налог на игорный бизнес .

Перечни главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ и распорядителей средств местных бюджетов утверждаются соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов, функциональной классификации расходов бюджетов, экономической классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов едина для бюджетов всех уровней бюджетной системы и утверждается федеральным законом.

Законодательные или представительные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

В бюджетной классификации приводится также перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Она включает целевые статьи расходов федерального бюджета, виды расходов федерального бюджета .

Бюджетная классификация утверждается в форме закона, в который вносятся изменения и дополнения одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Совершенствование бюджетной классификации позволит повысить эффективность мобилизации и использования бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную политику.

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 3)

Рис. 3.

1) Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Государственное управление и местное самоуправление;

Судебная власть;

Международная деятельность;

Национальная оборона;

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

Промышленность, энергетика и строительство;

Сельское хозяйство, рыболовство и др.

2) Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

3) Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом .

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Исходя из изученного материала, можно сделать вывод, что бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов. К доходам бюджета относятся денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, а к расходам - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Расходы и доходы бюджета весьма разнообразны по своим источникам, составу, направлению использования и прочим признакам. Для обеспечения их учета и планирования используется определенная система. Далее рассмотрим, что собой представляет бюджетная классификация Российской Федерации.

Характеристика

Особенности, которыми обладает бюджетная классификация РФ, определяются социально-экономической сущностью прибыли и издержек, системой управления и народно-хозяйственной структурой. Регламентация источников прироста и определение целей затрат считаются непеременными условиями эффективности функционирования процесса финансирования.

Бюджетная классификация РФ строится на факторах, способных обеспечить объединение определенных типов поступлений и издержек. Такая группировка позволяет выполнять финансовый контроль в секторе народного хозяйства и следить за соблюдением законодательства.

Терминология

Бюджетная классификация – группировка прибыли и издержек по однородному признаку. Они располагаются и шифруются в соответствии с определенным порядком. Бюджетная классификация основывается на таком комплексе параметров, который отражает социально-экономический, ведомственный и территориальный разрез образования прироста, направления средств, их структуру и состав.

Значение

Бюджетная классификация при умелом ее использовании способствует формированию реальной картины перемещения финансов и активному влиянию на ход социальных и экономических процессов. При сопоставлении отчетных и плановых сведений, анализе и сравнении тех или иных показателей специалисты имеют возможность делать аргументированные выводы и вносить предложения об образовании и применении фондов.

Бюджетная классификация также способствует сосредоточению основных финансовых ресурсов на главных направлениях социально-экономического развития. Группировка и детализация затрат и прибыли существенно облегчают проверку данных, сопоставление смет от однородных учреждений и ведомств, территориального оборота средств за несколько лет.

Применение бюджетной классификации способствует определению динамики прироста и удельного веса тех или иных поступлений и издержек либо уровня разнообразных потребностей. Благодаря общей системе создаются условия для соединения различных смет и прочих сведений о перемещении финансов в своды, облегчается экономический анализ и рассмотрение, значительно упрощается контроль над исполнением предписаний и программ. Кроме того, осуществляется регулирование своевременной и полной аккумуляции средств и их использования в соответствии с целевым назначением. Все это способствует экономному расходованию, выполнению положений финансовой дисциплины.

Целевое назначение системы

При самостоятельности всех элементов финансовой структуры группировка дает базу для формирования общего методологического подхода к формированию и последующему исполнению видов бюджетов, для сравнения параметров в территориальном и отраслевом разрезах. Система, таким образом, нужна органам государственного и местного управления для следующего:

  • Ведения финансового учета.
  • Бюджетного планирования.
  • Составления отчетности.
  • Управления процессом реализации финансовых программ и планов.
  • Осуществления бюджетного контроля.
  • Анализа формирования и исполнения планов.

Порядок применения бюджетной классификации считается обязательным для всех финансовых компонентов единой системы и организаций. Он формируется в соответствии с требованиями, отраженными в определенных нормативных актах.

Виды бюджетной классификации

В ходе развития методов управления рассматриваемая система подвергалась определенным изменениям. До 1991 года в СССР применяли два вида классификации:

  • По прибыли и затратам союзной и республиканских финансовых отчетных систем союзных субъектов.
  • По расходам и поступлениям автономных территорий и местных бюджетов.

Такое разделение было обусловлено особенностями в частях прироста и издержек региональных отчетных систем. Также это объяснялось спецификой порядка кассового исполнения территориальных бюджетов отделениями Госбанка страны. По данным финансовым отчетным системам осуществлялись исключительно текущие счета. Тем не менее наличие общих основ единой системы позволяло свести эти бюджеты в единый.

Структура

Новая бюджетная классификация расходов и поступлений была введена в 1991 году. Она объединила в себе однородные группировки по прибыли и затратам федеральной, региональной и местной систем финансовой отчетности. Новая структура отразила изменения планирования, исполнения и учета расходов и поступлений. Она была построена на принципах использования смешанных типов группировок:

  • Бюджетная классификация расходов бюджета и учет выполнялись по ведомствам в зависимости от их финансовых планов и смет. Распределение затрат в них осуществлялось по направлениям и назначениям. В частности, отчисления предполагались на социальные культурные мероприятия, народное хозяйство, оборону, управление и прочее. Каждое ведомство при этом выступало в качестве распорядителя определенных кредитов.
  • Бюджетная классификация доходов составлялась по принципу предметной группировки. Для поступлений ведомственные различия считаются несущественными в связи с тем, что они не являются распорядителями этих средств. В соответствии с бюджетной классификацией каждое предприятие, министерство, объединение и пр. вносит установленные для него платежи.

В основе системы была заложена определенная схема. В ней присутствовали такие элементы:

  • Раздел. Он отражает направление расхода и тип прибыли.
  • Глава. Здесь определялось ведомство, министерство.
  • Параграф. Он отражал промышленную отрасль, организацию, мероприятие, тип прибыли и издержек.
  • Статья. Для затрат устанавливалось определенное направление средств.

Предпосылки к изменениям

Причины реорганизации, произошедшей в бюджетной практике, связаны с реформами в системе госуправления и устройства, самостоятельностью всех типов систем финансовой отчетности, расширением полномочий органов местного и государственного регулирования в составлении и исполнении своих программ. Немаловажное значение имели изменения в частях прибыли и издержек, расшифровки направлений движения средств.

Для новой классификации предъявлялись определенные требования. Важнейшими из них считаются наглядность, простота, наиболее четкое отражение источников поступлений и направлений затрат. Одной из главных задач новой системы выступало обеспечение сопоставимости структуры и состава параметров расходной и прибыльной частей, а также их истинного содержания. Последнее касается преимущественно показателей финансовых издержек.

Юридическое обеспечение

В соответствии с указанными выше задачами сформулировали соответствующий приказ "О бюджетной классификации". В 1997 году была разработана и введена новая система группировки. Она утверждена соответствующим законом. Согласно его положениям, в состав бюджетной классификации входят такие компоненты:

  • Экономическая группировка затрат государства.
  • Функциональная бюджетная классификация расходов страны.
  • Группировка источников внутренних поступлений на восполнение дефицитов систем финансовой отчетности.
  • Классификация по доходам.
  • Группировка по источникам внешнего финансирования для восполнения дефицита государственных финансов.
  • Распределение по видам внешних и внутренних долгов государства.

К общей системе относятся и ведомственные группировки по расходам местного, субъектного и федерального бюджетов. Следует отметить, что система проходит регулярное обновление. В частности, в 2013 г. было принято постановление №65н. Бюджетная классификация в соответствии с ним должна использоваться по установленному плану. Этот план был разработан на последующий период. В соответствии с ним составлена бюджетная классификация на 2015 год.

Формирование кодов

В соответствии с постановлением №65н бюджетная классификация предусматривает фиксацию всех финансовых показателей. При кодификации используются:

  • Группировка по операциям сектора госуправления.
  • Перечни администраторов поступлений по федеральному и субъектному бюджетам и источников восполнения дефицитов системы финансовой отчетности.

Для фиксации показателей каждому устанавливается конкретное место в коде. Он представляет собой многоразрядный параметр. Как и в предыдущие периоды, бюджетная классификация на 2015 год отражает движение прибыли, издержек и источников поступления для восполнения дефицита финансовой отчетной системы.

Группировка по операциям сектора госуправления

Она имеет достаточно четко выраженную систему. При ее построении используются такие принципы:

  • Влияние на чистую цену активов.
  • Раздельный контроль над операциями между подсекторами.
  • Влияние на отрасли экономики.

Данная классификация состоит из 8 разделов:

  • 100 – поступления.
  • 200 – издержки.
  • 300 – поступления активов нефинансового типа.
  • 400 – выбытия нефинансовых активов.
  • 500 – приход активов финансового типа.
  • 600 – отчисления финансовых активов.
  • 700 – повышение обязательств.
  • 800 – снижение обязательств.

Далее при детализации используется классификация бюджетных статей и их структурных единиц. Группировка по операциям осуществляется в соответствии с влиянием, оказываемым ими на пассивы либо активы сектора госуправления. Введение кодификации считается принципиальным отличием новой системы от действовавшей ранее. За счет нее осуществляется:

  • Классификация не только движения средств, но и обязательств и активов сектора госуправления.
  • Метод начисления при бухгалтерском учете финансовой сферы.

Группировка затрат

Унифицированный код для классификации расходов предусматривает определенные разряды для разделения администраторов средств – основных распорядителей соответствующей части общей финансовой системы. К ним относят ведомственную, функциональную и экономическую группировки. Особый интерес представляет второй разряд.

Функциональная группировка средств

Ее составляют расходы бюджетов на всех уровнях системы. Она отражает направление затрат на исполнение главных государственных функций, решение проблем местного значения. К ним, в частности, относят финансирование реализации нормативных актов, которые приняты органами госвласти, муниципальных правовых положений, утвержденных на местном уровне, а также обеспечение определенных государственных полномочий, которые передаются на другие правительственные ступени.

Первым уровнем классификации являются разделы. В них отражается направление отчислений на исполнение основных государственных функций. Вторым уровнем выступают подразделы. Они конкретизируют направление средств на выполнение государственных функций в рамках разделов.

Данная классификация включает в себя 84 подраздела. Их структура построена в соответствии с принципом подфункций. В разделе "Общегосударственные вопросы" содержится 15 подразделов. Последующая детализация выполняется на уровне видов затрат и целевых направлений.

Третий уровень функциональной группировки затрат

Его составляют целевые статьи. В них отражаются затраты по определенным направлениям деятельности, которую осуществляют субъекты финансового планирования и участники оборотного движения средств в рамках подразделов функциональной группировки. В пределах целевых статей по затратам упорядочивается отчетность по реализации соответствующих программ. С помощью конкретизации направлений движения средств осуществляется функциональное наполнение финансовой деятельности субъектов планирования и участников оборотного процесса. Реализация выполняется с использованием непрограммного способа либо путем формирования определенных программ.

Система учета поступлений

Классификация доходов представляет собой группировку поступлений на всех уровнях финансовой отчетной структуры. Она базируется на соответствующих нормативных актах, в которых определяются источники формирования этой прибыли. Классификация поступлений содержит код администратора начислений в бюджет, подгруппы, группы, подстатьи, статьи, программы, элементы. Также сюда включено распределение по местам экономического разделения поступлений. Структура кодификации прибыли содержит четыре части:

  • Администратор начислений.
  • Тип дохода.
  • Программная группировка.
  • Экономическая классификация начислений.

Администраторы поступлений

В качестве них выступают:

  • Налоговые органы.
  • Юридические лица, уполномоченные правительством, и образованные ими учреждения (муниципальные, государственные).
  • Отделения местного самоуправления.
  • Органы регулирования внебюджетных государственных фондов.

Они контролируют правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты, начисление, взыскание, учет и принятие решений о зачете (возврате) перечисленных по ошибке либо излишне взысканных (выплаченных) средств, штрафов и пеней по ним. Они также выполняют уточнение принадлежности неизвестных доходов.

Администраторы поступлений производят мониторинг, анализ, контроль и прогнозирование прибыли из соответствующего источника, предоставляют проектировки на следующий финансовый год в уполномоченные органы. Бюджетная классификация налогов составлена в соответствии с полномочиями по установлению отчислений государственными, субъектными и местными (территориальными) органами управления. Так, сбору на имущество организаций, который отчисляется субъектами, присвоен код 02, физическими лицами – 03. От последних средства отправляются в местный бюджет.

Программная группировка поступлений

Кодификация в данном случае выполняется для приведения классификации прибыли к единому виду вместе с разделением издержек. Последующую детализацию группировки поступлений могут осуществлять органы госвласти субъектов, муниципальных образований. При этом в отношении поступлений, не относящихся к налоговым, применяются соответствующие коды программ или подпрограмм на основании нормативного акта или решения муниципалитетов в тех случаях, когда администрирование не возлагается на институты иного уровня.

Экономическая группировка прибыли

Эта классификация используется при учете операций сектора госуправления в соответствии с их хозяйственным содержанием. Группы состоят из категорий, объединяющих все типы поступлений по способам и источникам их получения. Доходы бюджета могут являться следующими:

  • Безвозмездные перечисления. Они представлены в виде поступлений от государственных предприятий, внебюджетных фондов, нерезидентов. К ним также относят финансирования прочих уровней, наднациональных организаций.
  • Налоговые поступления. Они разделены на несколько подгрупп. В частности, к ним относят налоги, отчисляемые из фонда заработной платы, прямые перечисления, прирост капитала. Также в данную категорию входят платежи за использование природными ресурсами, регистрационные и лицензионные сборы. К таким поступлениям относят налоги на услуги, имущество, товары, внешнюю торговлю и внешнеэкономические сделки, прочие типы отчислений и пошлин.
  • Перечисления государственных фондов. К ним, в частности, относят дорожное и экологическое объединения.
  • Неналоговые поступления. В эту категорию входят доходы от имущества, находящегося в государственной, муниципальной собственности (в том числе от его реализации), административные перечисления и сборы, возмещение ущерба, штрафные санкции. К данным отчислениям относят поступления от продажи земельных наделов и нематериальных активов, внешнеэкономической деятельности, капитальных трансфертов от негосударственных источников и так далее.

В качестве администраторов выступают органы госвласти, Центробанк РФ, отделения местного управления и регулирования внебюджетных государственных фондов. Ими также осуществляется контроль над своевременностью, полнотой и правильностью поступлений.